Urals-патриотизм

Приток нефтерублей в бюджет избавит Минфин от новых долгов

Рублевая цена Urals обновила исторический рекорд, достигнув отметки 5,87 тыс. руб. С конца августа стоимость российской нефти выросла более чем на 23%. Сохранение таких цен до конца года позволит привлечь в бюджет более 3,2 трлн руб. дополнительных доходов. Такая ситуация позволит Минфину облегчить заимствования на рынке госдолга, отказавшись от практики предоставления повышенной премии.

В среду, 6 октября, рублевая цена российской нефти на мировом рынке обновила исторический максимум. По данным агентства Reuters, в начале дня стоимость нефти Urals достигала 5,87 тыс. руб. за баррель. Уверенный рост продолжается седьмую неделю подряд, и за это время рублевая цена выросла более чем на 23%.

Игра на повышение на нефтяном рынке ведется после августовского урагана «Ида». По словам стратега по операциям на товарно-сырьевых рынках SberCIB Investment Research Михаила Шейбе, его последствия все еще оказывают давление на объемы нефтепереработки в октябре и будут влиять на добычу сырой нефти вплоть до окончания первого квартала 2022 года.

Кроме того, один из катализаторов роста нефтяных цен до конца года — это обновляющие ежедневно максимумы цены на газ. «Энергопроизводители по мере возможности будут стремиться перейти на жидкие углеводороды, такие как дизтопливо и мазут»,— отмечает господин Шейбе. По его оценке, в четвертом квартале нефть будет торговаться в диапазоне $80–85 за баррель Brent.

Средняя цена за квартал может составить $83 за баррель, при условии что макроэкономическая ситуация серьезно не изменится.

От продолжающегося ралли на сырьевом рынке в выигрыше не только добывающие компании, но и российский бюджет, сверстанный при Urals в 3280 руб. за баррель. Средняя стоимость российской нефти с начала года уже в полтора раза превысила расчетный показатель и достигла 4,9 тыс. руб. за баррель. Если цены останутся на текущем уровне до конца года, то средний показатель окажется вблизи 5,1 тыс. руб. за баррель, превысив на 72% показатель 2020 года и на 22% — показатель 2019 года.

За первые восемь месяцев года Минфин уже получил 1,5 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов, а суммарно они составили почти 5,5 трлн руб., отмечает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. В таких условиях профицит федерального бюджета за первые восемь месяцев года достиг 934 млрд руб., свидетельствуют предварительные оценки Минфина. «Если цены останутся вблизи текущих уровней, то в этом году бюджет получит более 3,2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов»,— оценивает господин Васильев.

Стоит учитывать, что не все сверхдоходы от продажи сырья поступают в бюджет, большая часть средств аккумулируются в ФНБ с учетом действия бюджетного правила. То есть при превышении заложенной в бюджет рублевой цены нефти Минфин на дополнительные доходы покупает валюту. «В текущем году Минфин купит валюты с учетом объявленных цифр на октябрь на 2 трлн руб. против 2,5 трлн руб. за 2019 год»,— отмечает начальник аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев. В 2020 году Минфин в основном продавал валюту, в целом на сумму 190 млрд руб.

Вместе с тем высокие нефтегазовые доходы позволяют Минфину снизить активность заимствований на фоне ухудшения рыночной конъюнктуры.

В среду был проведен только один лимитированный аукцион ОФЗ, доходность которых привязана к инфляции, на 10,1 млрд руб. Неделю назад аукцион не проводился на фоне ухудшившейся рыночной конъюнктуры. Спрос на ОФЗ-ИН составил 28,9 млрд руб., что позволило ведомству разместить гособлигации в полном объеме. В итоге с начала года Минфин разместил ОФЗ на 2,4 трлн руб. при плане 2,77 трлн руб. Как считает Владимир Евстифеев, стратегия министерства на первичном долговом рынке вряд ли изменится, поскольку конъюнктура нефтяного рынка нестабильна и может измениться в среднесрочной перспективе. «Однако это может стать смягчающим фактором, который позволит проводить аукционы в более комфортные периоды и брать паузу при негативной конъюнктуре»,— отмечает Владимир Евстифеев.

Виталий Гайдаев

Вся лента