Слуга не того народа
Обозреватель «Ъ» Сергей Строкань о вероятном претенденте на пост президента Украины
Политическое цунами в Киеве разбросало ближайших соратников уже не по «оранжевой», а по «зеленской» революции. Скандальное расставание президентской партии «Слуга народа» с ее бывшим лидером, спикером Рады Дмитрием Разумковым, дало старт новому переформатированию украинской политики. Человек, который сделал немало для того, чтобы Владимир Зеленский был избран президентом, теперь, судя по всему, будет делать все для того, чтобы первый срок Зеленского стал последним.
Конечно, пока нет стопроцентной уверенности, что бывший шоумен из «95-го квартала» пожелает продолжения президентского банкета еще на пять лет. Но если он вступит в новую гонку, то его единственным реальным соперником может стать Дмитрий Разумков. Кроме него, похоже, некому.
Посмотрите опросы общественного мнения — по рейтингу популярности Владимир Зеленский и Дмитрий Разумков идут ноздря в ноздрю. В то время как остальные потенциальные претенденты далеко позади. Петр Порошенко и Юлия Тимошенко — герои вчерашних дней, которые уперлись в свой потолок. Арсен Аваков имеет высокий антирейтинг, президентский пост ему не светит. Кто еще? А может, это будет Святослав Вакарчук из «Океана Эльзы», лидер партии «Голос»? Нет, опять не то — популярный исполнитель в политике как-то потерялся.
В оставшееся до выборов время просто невозможно при всех ухищрениях политтехнологов найти еще одного кандидата и отрастить ему такой рейтинг, который даст ему шансы на победу.
Таким образом, хочет того Разумков или нет, но его участие в битве за президентское кресло напрашивается само собой.
Что это будет — битва личностей, характеров или альтернативных стратегий? Принадлежащий к одному поколению с Владимиром Зеленским, Дмитрий Разумков на самом деле совсем на него не похож и может даже выглядеть как его антипод.
Пришедший в политику не из шоу-бизнеса, а из социологии, Дмитрий Разумков стал бы белой вороной на недавней тусовке лихо отплясывающих «слуг», собравшихся на свой съезд в курортном Трускавце. Президентская партия, в свое время сколоченная на скорую руку в том же Трускавце по принципу «я тебя слепила из того, что было», ему уже неинтересна, потому что играющие роль бэк-вокала «слуги» разбегутся сразу после того, как со сцены уйдет солист — Зеленский.
При этом потенциальное электоральное поле Дмитрия Разумкова выглядит весьма широким.
Избранный на пост президента той частью украинского общества, которая устала от войны в Донбассе, насильственной украинизации, параноидальной антироссийской политики, Владимир Зеленский оказался слугой не того народа, который его выбирал.
Но ведь этому обманутому в своих надеждах избирателю по-прежнему нужен свой кандидат.
Конечно, радикального разворота украинской политики, судя по всему, не произойдет, но сделать так, чтобы провозглашенное Киевом противостояние со «страной-агрессором» перестало быть зашкаливающим, иррациональным, неконтролируемым, отравляющим повседневную жизнь миллионам людей по обе стороны границы,— задача вполне реальная.
Как и другая задача — предотвращения дальнейшей эрозии украинской демократии, которой в стране остается все меньше: вводят санкции против украинцев, закрывают оппозиционные СМИ. А ведь Дмитрий Разумков выступал против подобных шагов.
Будем считать, что ключевые тезисы будущей президентской программы у него уже есть.