Брифинг о потерянном времени
Сергей Лавров рассказал европейскому бизнесу, почему деградировали отношения России и ЕС
Россия считает последние семь лет периодом упущенных возможностей в отношениях с Евросоюзом, но готова работать над их улучшением, если будет встречное движение со стороны ЕС. Об этом на встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в пятницу заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Западных предпринимателей же интересовала не только геополитика, но и условия их работы в России.
В начале брифинга Сергея Лаврова для европейских бизнесменов министр дал отношениям РФ и Евросоюза весьма плачевную характеристику: «Деградация приобретает хронический характер. И последние семь лет, если брать в целом отношения между Россией и ЕС, оказались семилеткой упущенных возможностей».
Из выступления министра следовало, что вина за сложившуюся ситуацию лежит целиком на Евросоюзе, который на фоне конфликта вокруг Украины в 2014 году отвернулся от России. В Москве же, по словам Сергея Лаврова, «и так и сяк старались» наладить отношения. «С 2014 года, когда Евросоюз объявил, что он все прекращает, отменил саммиты и все последующие планировавшиеся встречи, мы около 30 раз передавали конкретные предложения о том, как нам выйти из этого тупика… Не получается»,— посетовал министр.
Со стороны Евросоюза Москва за последние месяцы увидела, по его словам, лишь одно конструктивное предложение: инициативу лидеров Германии и Франции Ангелы Меркель и Эмманюэля Макрона о проведении саммита Россия—ЕС.
«Но в итоге это предложение было похоронено, заблудилось в дебрях абсурдной логики, когда некоторые члены Евросоюза посчитали, что такой саммит будет чуть ли не подарком для России,— напомнил министр.— Нам подарки не нужны, и мы ни от кого их не ждем».
По словам Сергея Лаврова, Россия в экономических вопросах не может полагаться на ЕС, так как он может в любой момент ввести против нее санкции. В связи с этим глава МИД РФ привел в качестве примера отказ властей Швеции выдать местной компании, производящей штамповочные прессы, экспортную лицензию для продолжения сотрудничества с российской группой ГАЗ Олега Дерипаски. Об этом же Сергей Лавров говорил год назад на такой же встрече с европейскими предпринимателями. Как писал тогда “Ъ” (см. номер от 6 октября 2020 года), в компании отмечали: «Группа ГАЗ очень благодарна МИДу за серьезное отношение к санкционной проблеме, и мы надеемся на содействие в решении, потому что она критична для завода». Однако прорыва добиться так и не удалось. В пятницу министр подчеркнул, что поднимал этот вопрос на разных уровнях, в том числе дважды в ходе встреч со своей шведской коллегой Анн Линде, но вопрос до сих пор не решен.
Тем не менее Россия, как заверил он, по-прежнему заинтересована в поиске точек соприкосновения с Евросоюзом в тех областях, где интересы сторон совпадают. И торгово-экономическая сфера — наиболее очевидный для этого вариант. Сергей Лавров констатировал, что на взаимный товарооборот плохо повлияла пандемия, но привел обнадеживающие цифры: за первые семь месяцев текущего года товарооборот превысил $150 млрд, что почти на 40% больше показателей 2020-го. По словам российского министра, Москва была бы рада активизировать сотрудничество в этой и других сферах, но пока «слишком много перспективных и взаимовыгодных вещей становятся жертвами геополитической игры, русофобов и недобросовестной конкуренции».
«Мы открыты для конструктивного диалога по всем без исключения вопросам, но именно равноправного, а не в философии "ученик — учитель" или "ведущий — ведомый", как с нами продолжают разговаривать наши коллеги (из ЕС.— “Ъ”)»,— подчеркнул Сергей Лавров.
Европейские предприниматели, конечно, тоже высказывали заинтересованность в наращивании товарооборота, а еще в том, чтобы условия их работы в России как минимум не ухудшились. Так, Сергея Лаврова спросили, не лишатся ли зарубежные высококвалифицированные специалисты преференций в рамках нового миграционного законодательства, которое сейчас разрабатывается российскими ведомствами. Со слов министра, дополнительных бюрократических препон вводить не планируется, нынешний упрощенный режим для специалистов высокого уровня сохранится.
Интересовала бизнесменов и позиция Москвы в отношении нынешнего энергетического кризиса в Европе. Сергей Лавров рассказал, что у российских властей есть идеи, как избежать таких проблем в будущем. «Учитывая опыт нынешнего кризисного развития ситуации и того, что бывало раньше, наверное, можно согласовывать, если это будет по-честному, на взаимовыгодной основе, механизмы на случай чрезвычайных ситуаций. Тогда будут согласованные опционы закреплены на случай, если резко упадет вдруг температура. Или, наоборот, нужно будет кондиционировать гораздо мощнее, чем в прошлом. Здесь для нас выполнение договоренностей — это святое»,— заверил он.
По словам Сергея Лаврова, все свои обязательства перед европейскими странами «Газпром» выполняет «не просто в полном объеме, но даже с превышением». «Мы готовы помогать Европе этот кризис преодолевать, но Европа должна признать и необходимость шагов с ее стороны»,— добавил он.
И напомнил: «Когда строились "Северный поток-1" и "Северный поток-2", Еврокомиссия сделала все, чтобы задним числом распространить требования Третьего энергетического пакета на эти газопроводы вопреки официальному мнению юристов ЕС, что они должны быть выведены из требований Третьего пакета, потому что все инвестиции были сделаны до того, как одобрили Третий энергопакет». По словам министра, именно поэтому первый газопровод заполнен лишь на 50%, и та же судьба ждет второй. В качестве еще одного фактора роста цен на газ в Европе он назвал попытки США «рассорить» Россию и ЕС в энергетической сфере.
Спросили у Сергея Лаврова и о том, нельзя ли уравнять в правах с гражданами РФ иностранных граждан, привитых в России российскими прививками, возвращающихся в страну после выезда за рубеж. Сейчас многим из них необходимо при въезде предъявить результаты ПЦР-теста, а затем сесть на карантин. Глава МИД обещал передать в оперштаб и Роспотребнадзор все связанные с коронавирусными ограничениями предложения, прозвучавшие на встрече.
Говоря о вакцинах, Сергей Лавров вспомнил «смешную историю».
По его словам, французские дипломаты, привитые «Спутником V» в России, пользуются в стране полной свободой, в то время как российские дипломаты, работающие во Франции, привитые тем же «Спутником V», не могут «ни в ресторан сходить, никуда».
«Я подружился с моим коллегой из Сан-Марино. У них вся страна привилась "Спутником V", и с этими сертификатами они спокойно едут в Италию и там уже дальше по Евросоюзу,— продолжил Сергей Лавров.— Я был в августе в Риме и спросил у итальянского министра иностранных дел: "Как же так? Та же самая вакцина, тот же самый вид гуманоида, но почему-то разное отношение". Он говорит: "Мы подумали, мы, наверное, в ноябре запретим санмаринцам ездить"».