В прорыв идут шпальные батальоны
Железнодорожные войска расширяют присутствие на БАМе
Военные строители могут закрепиться на БАМе. Владимир Путин поддержал инициативу о резервировании для развития железнодорожных войск средств, которые бюджет получает от выполненных ими работ на Восточном полигоне, до 2030 года. Обсуждается и возможность увеличения в этой связи штатной численности желдорвойск. Пока на БАМе работает всего 1,5 тыс. военнослужащих с возможным увеличением до 3 тыс., на них приходится до 5% сметы работ на Восточном полигоне. По мнению экспертов, увеличение численности и горизонта присутствия желдорвойск на стройке БАМа и Транссиба выгодно как ОАО РЖД, обеспечивающему себе дополнительные трудовые ресурсы, так и самим военным, получающим гарантии заказа и полигон для отработки навыков.
Штатная численность железнодорожных войск может быть увеличена для их участия в расширении БАМа, следует из письма помощника президента Игоря Левитина Владимиру Путину от 21 сентября (“Ъ” видел документ). Желдорвойска привлечены к строительным работам на Восточном полигоне, сейчас там задействовано, сообщало ОАО РЖД, 1553 человека (см. “Ъ” от 5 октября). В письме говорится об 1,1 тыс. человек и свыше 550 единиц автомобильной и специальной техники.
«В ходе реконструкции объектов прогнозируется повышенный износ оборудования и механизмов», отмечается в письме, «применяемая техника не восстанавливается в необходимом объеме».
БАМ испытывает острую потребность в трудовых ресурсах в силу масштаба работ и нехватки мигрантов, традиционно составлявших до четверти рабочих на местах, но покинувших площадки в связи с пандемией. ОАО РЖД наняло необходимое количество людей — почти 16 тыс., но с учетом заложенных перспектив расширения до 2030 года, говорил в апреле заместитель гендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров, «работы хватит всем, и военные будут востребованы».
«Учитывая дефицит трудовых ресурсов и производственных мощностей строительных организаций на отдаленных территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, значительные объемы работ и сжатые сроки их реализации, задачи по выполнению отдельных работ по строительству, ремонту железнодорожных путей и искусственных сооружений могут быть выполнены железнодорожными войсками»,— пишет Игорь Левитин.
Сейчас военные работают на 340-километровом участке Улак—Февральск: десять бригад строят там 19 объектов, в том числе девять разъездов, девять двухпутных вставок и один главный второй путь — в восьми метрах от первого без прекращения движения на основном пути. Вышли на объекты военные в начале апреля, формально начали строительство с августа. Замминистра обороны Дмитрий Булгаков на прошлой неделе пообещал, что половина реконструируемого участка будет открыта для движения поездов уже в 2022 году.
Для реализации потенциала желдорвойск на БАМе и Транссибе господин Левитин предлагает ежегодно до 2030 года резервировать средства, поступающие в федеральный бюджет за выполненные желдорвойсками работы на Восточном полигоне, «для дальнейшего направления их на содержание и оснащение» этого рода войск.
Как пояснял в апреле господин Макаров, желдорвойска, задействованные на БАМе, получают такую же плату, как и гражданские подрядчики. Однако в силу того, что материалы им предоставляет заказчик, сумма относительно невелика — порядка 2,5–3 млрд руб. в этом году, или 5% от общей платы подрядчикам (см. “Ъ” от 20 апреля). Эти средства, говорил он, выплачиваются в бюджет. Как сообщается в письме господина Левитина, инициатива о резервировании средств получила поддержку Минфина и Минобороны.
В обоих министерствах “Ъ” не ответили. Всего в этом году ОАО РЖД на БАМе планировало потратить 134,3 млрд руб., на сентябрь, по информации “Ъ”, уровень контрактации превышал 72%, но исполнение запланированных затрат было существенно ниже. Согласно проекту закона о бюджете, в целом доходы от оказания платных услуг (работ), стороной в договоре на оказание которых выступает Минобороны, в этом году на сентябрь составили 7,7 млрд руб., в 2022–2024 годах запланированы на уровне 25–27 млрд руб. в год.
Также господин Левитин просит проработать вопрос «о необходимости увеличения численности железнодорожных войск с целью их привлечения к работам на Восточном полигоне».
Целевая численность не указывается; в ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что войска по мере наращивания работ будут добавлять персонал — до 3 тыс. человек. Сейчас абсолютная численность желдорвойск оценивается в 25–30 тыс. чел. Президент поставил на письме резолюцию «согласен», поручив отдельно доложить по вопросу увеличения численности желдорвойск.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, долгосрочное закрепление объема работ за военными выгодно и ОАО РЖД, и самим желдорвойскам. Военные получают крупнейшего гарантированного заказчика и возможность развития компетенций, обновления и расширения материально-технической базы, а также мотивацию конкурировать с гражданскими подрядчиками за новые участки БАМа. ОАО РЖД же, у которого в этом году сохраняются серьезные проблемы с освоением инвестпрограммы на Восточном полигоне, заинтересовано в привлечении военных строителей и передаче им дополнительных объектов, чтобы хотя бы в 2022 году избежать срыва сроков ввода объектов и недоосвоения средств, полагает эксперт.