Охоту сводят к минимуму
Стать охотником в России с 2022 года будет сложнее
С 1 сентября 2022 года российские власти ужесточат процедуру получения охотничьего билета. Граждане должны будут пройти обучение и сдать экзамен на знание требований охотминимума, поправки об этом в четверг одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Будущий охотник должен продемонстрировать знания техники безопасности, правил охоты, а также основ биологии диких животных.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки, касающиеся механизма получения охотничьего билета и оружия. Об этом заявил член комиссии, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Речь идет о поправках к закону «Об охоте», разработанных Минприроды. В случае принятия документа россияне, которые впервые претендуют на получение охотничьего билета, должны пройти обучение требованиям охотминимума, а затем сдать экзамен. Он будет включать проверку на знание правил охоты и требований техники безопасности.
Также экзаменуемые должны усвоить основы биологии диких животных и представить справку об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
Перечень вопросов для проверки требований охотминимума предстоит позже подготовить Минприроды. Правительство РФ установит порядок проведения занятий и тестирования. При этом обучение и прием экзаменов будут осуществлять региональные власти. Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 сентября 2022 года.
По данным 2019 года, в России было зарегистрировано более 4,5 млн охотников. Согласно закону «Об охоте», получить охотбилет может россиянин, «обладающий гражданской дееспособностью, не имеющий непогашенной судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившийся с требованиями охотминимума». Заявление на получение билета можно подать через МФЦ или портал госуслуг. При получении документа будущему охотнику необходимо лишь расписаться, что с требованиями охотминимума он ознакомился.
В действующем охотминимуме говорится, что нельзя стрелять в направлении людей, а также, например, в случаях, когда «охотник не видит или не знает место остановки снаряда, учитывая дальность полета и возможность рикошета снаряда». Также охотники должны уметь отличать самцов и самок, молодых и взрослых животных, особенности их анатомии, для того чтобы «при осуществлении охоты уметь различать разрешенные к добыче охотничьи ресурсы по полу и возрасту», не путать их с краснокнижными млекопитающими и птицами.
«Такая процедура не гарантирует получение кандидатом необходимых знаний,— комментирует нынешний порядок вещей Владимир Груздев.— К сожалению, многие ограничиваются лишь формальным действием — проставлением подписи в графе без изучения соответствующей документации».
Это подтверждает и статистика. Так, в 2019 году выявлено около 52 тыс. подобных нарушений, большинство из которых были связаны с несоблюдением правил охоты, являющихся составной частью требований охотминимума. При этом минимальное количество несчастных случаев на охоте начиная с 2015 года не опускается ниже 40 в год. В 2016 году было 60 несчастных случаев, в 2019-м — 58.
«Наличие набора знаний будет способствовать соблюдению гражданином установленных требований при осуществлении охоты, позволит уменьшить количество и тяжесть несчастных случаев на охоте, сократит ущерб, наносимый охотничьим ресурсам и среде их обитания»,— говорится в пояснительной записке.
Отметим, до принятия в 2009 году закона «Об охоте» требование о сдаче экзамена на знание охотминимума было обязательным. Кроме того, охотбилет раньше выдавался на пять лет, теперь же срок его действия неограничен. Вернуть обязанность сдачи охотминимума пытаются уже несколько лет. Экс-глава Минприроды Дмитрий Кобылкин еще в 2018 году заявлял, что ведомство готовит подобные поправки. Инициативы ужесточения процедуры выдвигали также предшественники господина Кобылкина на посту министра Юрий Трутнев и Сергей Донской. Однако дальше обсуждения поправок дело не продвинулось.
Биолог-охотовед Валерий Кузенков поддерживает необходимость введения охотминимума, однако не представляет, каким образом инициатива будет работать на практике: «Более пяти лет носятся с этим билетом, но как эту обязанность введут — до сих пор не ясно. У нас на Курилах есть охотники, на полуострове Канин, на Камчатке — куда они поедут учиться? У нас Россия огромная — есть места, куда вертолет только два раза в месяц летает… Как тут сдавать экзамен и учиться?»