Автобус идет до ковида
В Ульяновской области пытаются снизить риски заражения на общественном транспорте
Ульяновские депутаты предлагают с целью снижения рисков заражения COVID-19 максимально, насколько это возможно, увеличить количество рейсов автобусов на маршрутах общественного транспорта, чтобы избегать высокой скученности народа в часы пик. Эпидемиологи утверждают, что общественный транспорт является основным место заражения коронавирусом. По мнению депутатов, необходимо обеспечить субсидирование деятельности перевозчиков, чтобы они нашли возможность вывести на линию дополнительные автобусы, однако в региональном минтрансе заявляют, что резервов в виде дополнительных автобусов нет, и субсидированием проблему не решить, хотя возможный объем необходимых затрат сейчас просчитывается.
На правительственном часе, прошедшем на минувшей неделе в заксобрании Ульяновской области, депутаты, обсуждая ситуацию с ростом заражений COVID-19, обратили внимание регионального правительства на необходимость срочного и кратного увеличения количества рейсов общественного транспорта, подчеркнув, что именно общественный транспорт, «в котором в час пик люди набиваются как сельди в бочке», является одним из основных мест заражений новым коронавирусом. Лидер фракции КПРФ Виталий Кузин заявил, что «чтобы победить эту болезнь, необходимо ударить по первопричине», по местам заражений. «Можем мы в час пик увеличить количество транспорта? Можем мы оказать собственникам маршрутов содействие, субсидирование, чтобы они не вошли в убытки? Это вопрос к исполнительной власти»,— сказал депутат. Ранее об этом же заявлял депутат гордумы Антон Антипов, критиковавший мэрию за то, что она не принимает никаких мер по увеличению количества рейсов общественного транспорта.
Напомним, о том, что местом, где больше всего заражаются COVID-19, является общественный транспорт, заявила еще год назад глава Роспотребнадзора Анна Попова. В беседе с «Ъ-Волга» и.о. министра здравоохранения Ульяновской области Александр Гашков назвал три основных причины роста заражений: общественный транспорт, несоблюдение режима самоизоляции пациентов с COVID19 и низкий уровень вакцинации.
В Ульяновской области ситуация с распространением COVID-19 продолжает ухудшаться. По данным регионального управления Роспотребнадзора и ФМБА, в понедельник прирост новых заражений COVID-19 составил 482 случая (с учетом данных по Димитровграду) — это новый максимум за весь период пандемии. Прирост заражений на 100 тыс. жителей составил 39,19 случаев, в то время как по России этот показатель находится на уровне 23,38.
Директор департамента транспорта Юрий Чибисов считает, что резервов для увеличения количества автобусов на линиях у частных перевозчиков (а это около 80% всех перевозок общественного транспорта Ульяновска) «точно нет», а у ПАТП-1 (АО, 80% в собственности региона, 20% в собственности Ульяновска) «можно сказать, что тоже нет, если не считать возможности переброски части автобусов с междугородних линий).
Гендиректор ПАТП-1 Михаил Рожков (депутат регионального заксобрания, фракция «Единая Россия») подтверждает, что у него резервов нет, «но в первую очередь нет резерва кадров, их хронически не хватает, большое количество заболевших».
Председатель правления региональной отраслевой организации «Транспортный экспертный совет» Виктор Сидоренко подтверждает, что у частных перевозчиков резервов нет: «Они закупали автобусы только чтобы обеспечить маршрут в соответствии с лимитами. А при таких низких тарифах, как сейчас, пополнять парк просто невозможно». По мнению господина Сидоренко, резервы должны быть у ПАТП-1, «кроме того, уже два года в рамках федеральной программы обновления подвижного состава выделяются колоссальные целевые средства. Ковид длится полтора года, можно было давно подготовиться и изменить ситуацию, но где новые автобусы — не видно»,— отметил господин Сидоренко.
Один из крупных частных перевозчиков Ульяновска ИП Александр Лебедев считает, что если бы государство обратило на них внимание и выделило целевые субсидии, то дополнительные автобусы можно было бы закупить достаточно быстро, «хотя решить проблему с водителями, которые не хотят работать при таких тарифах, будет непросто».
В региональном минтрансе «Ъ-Волга» пояснили, что сейчас обсуждается возможность решения проблемы иным путем. Поскольку проблема переполненных автобусов возникает только в час пик, можно снизить напряженность, изменив графики работы предприятий и организаций, и таким образом снизить поток пассажиров в утренние часы (в 90-е годы, когда из-за пробок на тогда единственном волжском мосту областные власти пытались реализовать такую идею, в конечном итоге ничего не вышло). Собеседник в региональном министерстве экономического развития и промышленности заметил в беседе с «Ъ-Волга», что проработать распределенный график начала работы предприятий можно, «но это будет очень сложно, и решит ли это проблему принципиально, неизвестно». «Тем более, что если с крупными предприятиями еще можно договориться, то установить какие-то графики для предприятий малого и среднего бизнеса, которых около 42 тысяч, наверное, невозможно»,— добавил собеседник.
Между тем Виктор Сидоренко считает идею распределенного графика «хорошим ходом»: «Мы предлагали это еще пять-шесть лет назад, чтобы было меньше пробок. А начать надо с государственных и муниципальных учреждений, поскольку у нас государство — один из крупнейших работодателей в стране. А негосударственным предприятиям надо просто объяснить: или локдаун, или корректировка графика».
Впрочем, и.о. министра транспорта Евгений Лазарев отказался подтверждать «Ъ-Волга» информацию о предложениях по сдвигу графиков работы предприятий. Будет ли как-то решена проблема увеличения количества рейсов общественного транспорта, тоже неизвестно. «Ситуация с бюджетом сложная. Мы сейчас просчитываем, как и какими средствами можно увеличить количество пассажирского транспорта»,— сказал министр.
Сенатор Айрат Гибатдинов заявил, что направляет в правительство региона совместно с фракцией КПРФ заксобрания письменные предложения по субсидированию частных перевозчиков. Он уверен, что в этом случае проблему увеличения количества автобусов можно будет решить.
Председатель профильного комитета регионального заксобрания Дмитрий Грачев (ЛДПР) считает, что все предложения достойны внимания, но надо садиться вместе с правительством и перевозчиками за стол переговоров, считать и договариваться. «Ситуация близка к чрезвычайной, и времени на раскачку нет»,— добавил депутат.