Новые книги о грибах

Выбор Игоря Гулина


Роберт Хофрихтер «Грибы: обитатели скрытого мира»
Издательство КоЛибри, Азбука-Аттикус
Перевод Александр Анваер

Фото: КоЛибри

Это может прозвучать странно, но грибы вошли в моду. Постоянно выходят новые книги и фильмы о них, человечество в очередной раз засмотрелось под ноги и заинтересовалось вечными соседями. «Обитатели скрытого мира» — неплохой способ войти в грибное царство для неофита. Ее автор — Роберт Хофрихтер, австрийский ученый и научный журналист родом из Чехословакии (его чешский патриотизм дает о себе знать в главе о пивных дрожжах). По основной профессии он не миколог, а специалист по морской биологии, но грибы — его давнее увлечение. Книга — путеводитель по самым важным и интересным грибам. Хофрихтер оговаривается: его выбор пристрастен, и будто бы извиняется, что включил не всех, кого мог. Всего здесь 30 героев: от лисички и шампиньона до хлебной плесени и чернильного навозника. Хофрихтер пишет не только о биологии, но и о кулинарии, медицине, криминалистике, а также пересказывает собственные походы по грибы. Есть множество любопытных фактов: вешенки едят червей, опята — самые большие существа на планете (грибница опенка-рекордсмена из Орегона весит 600 тонн и занимает 880 гектаров), человечество, возможно, перешло к оседлому образу жизни, когда начало варить пиво, а следовательно, познакомилось с дрожжами и т. д.


Мерлин Шелдрейк «Запутанная жизнь. Как грибы меняют мир, наше сознание и наше будущее»
Издательство АСТ
Перевод Ольга Ольховская

Фото: АСТ

Книга британского биолога Мерлина Шелдрейка стала в прошлом году научно-популярным бестселлером, получила несколько премий и вызывала восторги интеллектуалов-гуманитариев, среди которых — Маргарет Этвуд и Ханс Ульрих Обрист. Если Хофрихтер идет по верхам, то Шелдрейк погружает читателя в грибной мир с головой, рассказывает о новейших исследованиях в микологии и честно пишет о вопросах, на которые биологи пока что не могут найти ответы. Сам он слово «биология» не любит. Эта наука — исследование отдельных живых организмов — стремительно устаревает, уступая место экологии — изучению взаимосвязей. Грибы здесь идеальный объект. Они повсюду: в воздухе, в воде, в земле, в телах других существ, они связывают весь мир в сеть (Шелдрейк не раз сравнивает систему лесных мицелиев с интернетом) и сами представляют собой сети. Внутри этих сетей происходят удивительные вещи, во многом напоминающие мышление,— грибы не просто едят и размножаются, но передают информацию, решают задачи на уровне серьезной математики, сигнализируют о тревоге и даже соблазняют друг друга. Местами «Запутанная жизнь» читается как научная фантастика. К тому же Шелдрейк иногда очень красиво пишет: «Мицелий — это живой, растущий, авантюрный исследователь, воплощенное в живой ткани сомнение».


Лонг Литт Вун «Путь через лес. О грибах и скорби»
Издательство Ad Marginem Press
Перевод Анастасия Любаева

Фото: Ad Marginem Press

Антрополог Лонг Литт Вун родом из Малайзии. В молодости она приехала по студенческому обмену в Норвегию, влюбилась, вышла замуж и осталась на севере. В 2010 году ее муж Эйольф внезапно умер. «Путь через лес» — история этой утраты, описанная с большой откровенностью. Это драматический автофикшен, книга о проживании скорби. Однако жанр этот остраняется довольно неожиданным образом. Дело в том, что вернуться к жизни Лонг помогли грибы. В поисках новых занятий она записалась на курс для начинающих грибников, и перед ней открылся целый мир — мир самих грибов и их любителей. Оказалось, что в Норвегии самая изощренная культура грибников во всем мире. Есть даже серьезный экзамен на микологическую компетентность (в середине книги Лонг его с триумфом проходит). Эту среду она описывает как антрополог-профессионал, включенный наблюдатель, изучающий традиции незнакомой ему культуры. Одновременно с тем она сама становится страстным грибником — гуляет по лесу, ищет, нюхает, пробует и записывает. Травма не забывается, но грибы побеждают смерть и возвращают любовь. «Путь через лес» можно читать как любопытный интеллектуальный эксперимент, можно как текст терапевтический, а можно и как прикладное пособие. Здесь есть даже небольшая кулинарная книга, включающая среди прочего рецепт лисичкового варенья.


Олард Диксон «Мистерии мухомора»
Издательство Treemedia

Фото: Treemedia

Олард Диксон — фигура довольно эксцентричная, профессиональный этнограф, специалист по народам Сибири и Крайнего Севера, и одновременно с тем — посвященный шаман, учитель духовных и психоделических экстазов. «Мистерии мухомора» — переработанная диссертация Диксона. Впервые книга вышла в 2005 году в несколько китчевом виде. Новое издание — красиво оформленное, снабженное большим количеством иллюстраций. Герой — самый знаменитый галлюциногенный гриб в мире, персонаж детских сказок и взрослых эротических фантазий, убийца и целитель, проводник в иные миры, к силе которого человечество прибегало тысячелетиями. Формально «Мистерии» представляются как анализ роли мухомора в культуре северных народов. Но с позиции ученого Диксон отходит уже на первых страницах. Обзор мировой мифологии и подробная реконструкция шаманских ритуалов переплетаются с отчетами о собственных грибных трипах, полевые исследования — с байками, услышанными от друзей, археологические данные — с цитатами из Пелевина, всемирный потоп — с психоделической революцией. Вся эта мешанина может раздражать, но книге нельзя отказать в одном: это настоящий гимн мухоморам. Диксон, впрочем, предупреждает: его исследование не стоит использовать как руководство к действию. Мухомор — великий гриб, но и опасный яд.


Джерри Б. Браун, Джули М. Браун «В начале был гриб. Психоделические Евангелия»
Издательство БИО-пресс
Перевод Олег Пелипейченко

Фото: БИО-пресс

Авторы этой книги — супруги Джерри и Джули Браун; он антрополог, она психотерапевт, и оба они — увлеченные исследователи психоделиков. По своему устройству это травелог. Брауны путешествуют по Европе и Азии, изучают церкви и архивы, разговаривают со специалистами и добрыми встречными в поисках доказательств одной сногсшибательной догадки. Догадка такова: галлюциногенные грибы играли главную роль в истории христианской религии. Псилоцибины открыли Иисусу божественную мудрость, он раздавал их ученикам на тайной вечере, а затем, выжив после распятия, пошел проповедовать дальше — на север (скончался Спаситель, как полагают авторы, в Испании). В общем, основа христианства — психоделический опыт. Доступная избранным традиция грибного причащения хранилась веками. Ее свидетельства повсюду: на фресках, мозаиках, на полях манускриптов нет-нет, да и возникает гриб. Но постепенно вокруг христианской психоделии возник заговор молчания — коллективный пакт священников, ученых и банкиров. «В начале был гриб» — нечто вроде конспирологического детектива в духе «Кода да Винчи» (роман своего однофамильца Брауны поминают со смесью сочувствия и высокомерия), но написана эта книга максимально серьезно — с пафосом настоящей научной революции. Чтение курьезное и на свой лад увлекательное.


Вся лента