Реджеп Эрдоган взял всю войну на себя
Президент Турции объявил персонами нон грата сразу десять послов
Руководство десяти ведущих западных держав проводит срочные консультации в связи с беспрецедентным скандалом в отношениях с Турцией. Причиной стало решение президента Реджепа Тайипа Эрдогана объявить персонами нон грата и выслать их послов. Турецкий лидер отдал это распоряжение после того, как послы призвали Анкару освободить турецкого правозащитника и критика властей Османа Кавалу, находящегося под стражей с 2017 года. Обозначив «красную линию» в отношениях с Западом, президент Эрдоган дал понять, что не потерпит вмешательства во внутренние дела страны. Тем самым он поставил Запад перед трудным выбором: принять вызов или уйти от прямой конфронтации с Турцией.
Новость о том, что в проблемных отношениях Турции и Запада начинается главная битва, пришла в субботу. В беседе с журналистами президентского пула на борту самолета после поездки в Африку Реджеп Тайип Эрдоган прокомментировал обращение послов США, Канады, Германии, Франции, Финляндии, Дании, Нидерландов, Норвегии и Новой Зеландии, призвавших «в кратчайшие сроки справедливо решить вопрос» правозащитника Османа Кавалы, арестованного в 2017 году.
«Почему эти десять послов делают такие заявления? Я сказал нашему МИДу, что мы не можем позволить себе роскошь принимать их в своей стране. Разве это ваше дело — давать урок Турции? Кто вы такие? Оставьте Кавалу. Разве вы оставляете в своих странах убийц, террористов и бандитов? Они всегда отвечают: "Суд независим". То есть ваш суд независим, а наш, значит, зависим? Наш суд подает лучший пример независимости»,— разразился гневной тирадой господин Эрдоган.
«Я отдал распоряжение главе МИДа немедленно объявить этих десятерых послов персонами нон грата»,— приводят ведущие турецкие СМИ ключевое высказывание своего лидера, который подтвердил решимость идти в конфликте с Западом до конца.
Высылка послов — весьма редко встречающаяся в дипломатической практике мера, радикальнее которой может быть только разрыв дипотношений. В случае объявления посла нежелательной персоной его возвращение на прежнее место работы, как правило, невозможно, а назначение нового посла — сложная и длительная процедура. Учитывая это, государства предпочитают избегать подобных демаршей, способных надолго парализовать дипломатические контакты, и прибегают к другим менее жестким мерам, таким как отзыв послов для консультаций или высылке менее высокопоставленных сотрудников дипмиссий, что позволяет быстрее отыграть ситуацию назад.
Когда именно западные дипломаты должны будут покинуть Анкару, остается неясным: официального заявления МИД Турции, после которого ситуация пройдет точку невозврата, пока нет. Отправной же точкой нынешнего скандала стало распространенное в прошлый вторник заявление десяти западных послов в Анкаре. Ссылаясь на решение Европейского суда по правам человека, они пришли к выводу: дальнейшее уголовное преследование Османа Кавалы «бросает тень» на Турцию.
Родившийся в Париже турецкий предприниматель, правозащитник, основатель культурного фонда Anadolu Kultur AS Осман Кавала был задержан 18 октября 2017 года в аэропорту Стамбула, куда он прилетел из Франции. Уже 1 ноября того же года по решению суда он был взят под стражу за «попытку сменить конституционный строй и сместить действующее правительство». Осман Кавала обвинялся в поддержке массовых акций протеста 2013 года, развернутых оппозицией в связи с решением властей вырубить деревья в старейшем стамбульском парке Гези, якобы мешавшем планам городской реконструкции.
В феврале 2020 года Осман Кавала был оправдан по этому делу, однако выйти на свободу ему так и не удалось. Прокуратура Стамбула выдала новый ордер на его арест. На сей раз давнему оппоненту президента Эрдогана были предъявлены обвинения в участии в попытке госпереворота 2016 года. Напомним, что 5 июля 2016 года часть военного руководства Турции предприняла неудачную попытку переворота, в результате которой погибло около 250 человек. После его подавления в стране прошла тотальная чистка госаппарата и силовых структур, затронувшая десятки тысяч человек. Главным действующим лицом «мировой закулисы» во главе с Вашингтоном, планировавшей его свержение, президент Эрдоган тогда назвал проживающего в США исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, экстрадиции которого за много лет Анкаре так и не удалось добиться. Однако в отличие от знаменитого американского изгнанника вернувшийся на историческую родину французский турок все же попал в руки турецкого правосудия.
Не замеченный в первых рядах борцов с турецким режимом, Осман Кавала до своего ареста не имел широкой известности и не был похож на «убийц, террористов и бандитов» в западных странах, с которыми его сравнил турецкий лидер, комментируя заявление десяти послов.
Его культурный фонд Anadolu Kultur AS развивал проекты содействия этническим и религиозным меньшинствам, выступал за примирение Турции и Армении и мирное решение курдского вопроса. Однако при этом многие считали Османа Кавалу «человеком Сороса».
Комментируя решение президента выслать из страны группу иностранных послов, лидер ведущей оппозиционной силы страны — Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу заявил в воскресенье, что дипломатическая война призвана отвлечь внимание от переживаемого страной глубокого экономического кризиса. «Человек, который столкнул страну в пропасть, отдал приказ объявить десять послов персонами нон грата. Причина этих действий не в защите национальных интересов, а в создании искусственных оправданий для краха экономики, которую он разрушил»,— написал в Twitter Кемаль Кылычдароглу.
Разразившийся скандал совпал с решением Центробанка Турции снизить учетную ставку до 16% с 18% на фоне рекордного падения курса турецкой лиры, которая в пятницу обновила исторический минимум.
После демарша Анкары главный вопрос состоит в том, какой будет реакция Запада и насколько далеко зайдет дипломатическая конфронтация с самым проблемным союзником.
Одним из первых на новости из Анкары отреагировал глава Европейского парламента Давид Сассоли. «Высылка десяти послов — свидетельство того, что турецкое правительство движется к авторитаризму. Нас не запугать. Свободу Осману Кавале!» — написал Давид Сассоли в Twitter.
В заявлении МИД Германии отмечается, что Берлин принял к сведению заявление турецкого лидера и «в настоящее время активно консультируется с девятью другими затронутыми странами». Впрочем, резкая критика Анкары пока звучит лишь из уст отдельных германских политиков. Так, глава комитета Бундестага по внешней политике Норберт Рёттген заявил, что, пойдя на «невероятную внешнеполитическую эскалацию», турецкий лидер еще больше отдаляется от Европы и Запада.
В свою очередь, администрация президента Байдена скандал практически не комментирует. «Мы знаем об этих сообщениях и ждем ясности от МИД Турции»,— цитирует ТАСС неназванного представителя Госдепа США.
Молчат и другие страны—фигуранты скандала, а также руководство Евросоюза, судя по всему, взвешивающие все за и против симметричных мер против Анкары.