Символы борьбы
Топ-лоты осенних торгов
Ноябрь — традиционное время для одних из самых знаковых торгов в году. Возвращение живых аукционов (хоть и сопровождаются они онлайн-трансляцией и возможностью делать ставки на сайте или в мобильном приложении теперь всегда) отмечено большим количеством по-настоящему редких работ, оказавшихся на рынке. Основной приток по-прежнему происходит благодаря неизменным трем D (debt, death, divorce — долги, смерть, развод), позволяющим аукционным домам продолжать делать свой бизнес на протяжении долгих десятилетий. Сегодня рынок искусства находится на подъеме, а это значит, что вполне можно ожидать новых рекордов на произведения востребованных художников.
Christie’s: от рисованных шуток до цифрового искусства
Уже сегодня вечером в Нью-Йорке на вечерних торгах Christie’s искусства XXI века появятся сразу несколько выдающихся картин. Одна из них «The Guilt of Gold Teeth» («Чувство вины из-за золотых зубов / Позолота золотых зубов») Жан-Мишеля Баския с предварительной оценкой в $40–80 млн. Она была написана в 1982 году в Модене, во время второго визита Баския в этот город. Там арт-дилер Эмилио Маццоли предоставил художнику просторную мастерскую, где Баския написал сразу несколько монументальных работ. Размер этой — 240 на 421 см. 1982 год считается одним из главных в карьере Жан-Мишеля, это чрезвычайно плодовитый период, начало его повсеместного признания — не только в Америке, но и в Европе. Именно тогда Баския принял участие в проходящем раз в пять лет международном смотре искусства Documenta 7 в немецком Касселе, где его работы были представлены наряду с другими, уже давно признанными художниками, в частности с Саем Туомбли. Туомбли — единственный художник, которого Баския считал своим ментором. Именно после того, как Жан-Мишель оказался на его выставке в Музее Уитни в 1979 году, он, по сути, разрешил себе быть художником, перейти с уличных стен на холсты, при этом продолжая использовать в качестве художественного языка техники, напоминающие то детские рисунки, то наскальные росписи, то письмена, будто созданные во время ритуалов вуду. Главный герой «The Guilt of Gold Teath» — один из духов образов смерти Барон Суббота, который традиционно изображается в цилиндре и фраке. Этот герой отсылает к гаитянским корням Баския и креольским верованиям. «Приземляют» его в 1982-й знаки американского доллара, а также название самой работы, построенное на игре слов «вина / позолота» и напоминающее о вновь появившейся в среде боксеров и рэперов моде устанавливать позолоченные имплантаты зубов. Слово «aspuria» в левой верхней части — переиначенное итальянское aspirare («вдохновлять») — характеризует время, проведенное художником в Модене.
Еще один топ-лот торгов — масштабное полотно «Swamped» («Затопленные», 1990) с фирменным белым каноэ Питера Дойга (работа — прямая отсылка к кадру из фильма 1980 года «Пятница, 13-е»). Спрос на Дойга в последние годы чрезвычайно высок, некоторые работы этого британского художника даже перепродаются на протяжении нескольких лет ежегодно, и каждый раз с существенным приростом цены, измеряющейся миллионами долларов. Эстимейт на «Swamped» отправляют заинтересованным клиентам по запросу, но специалисты аукционного дома надеются, что торги принесут новый рекорд на работы Питера Дойга. Напомним, что предыдущий — $28,8 млн, а «Swamped» в прошлый раз, в 2015 году, получил на аукционе оценку в $25,9 млн. Как и в случае с Баския, год, в который написана эта картина, является знаковым для Дойга: она сделана перед выпуском из Колледжа искусств и дизайна в Челси и незадолго до того, как он получил премию галереи Уайтчепел. Свою персональную выставку Дойг показал в этой престижной лондонской институции в 1991 году.
Следует ожидать высоких ставок и на ироничное полотно Бэнкси, обыгрывающее классические произведения искусства: «Sunflowers from Petrol Station» («Подсолнухи с заправочной станции», 2005) с завядшими вангоговскими подсолнухами оценены в $12–18 млн. Ранее в этом году работа «Love is in the Bin» («Любовь в мусорном ведре», 2018), наделавшая шума, когда пыталась уничтожить саму себя встроенным шредером во время аукциона Sotheby’s (получилось только наполовину, покупатель забрал ее в таком состоянии, а Бэнкси признал новой работой и дал новое название), ушла за $25,4 млн, поставив рекорд на произведения художника. Годом ранее картина с изображением прудика с кувшинками Моне и затонувшими в нем тележками из супермаркета была продана за $13,9 млн.
Помимо этих топ-лотов на аукционе будет представлено и несколько других работ музейного уровня: живопись «All I’ve Heard» («Все, что услышал», 1988) Ричарда Принса из его знаменитой серии с текстом анекдотов, нанесенных на полотно (эстимейт $3–5 млн), скульптурное полотно «Lanogo» (2009) из алюминиевых крышек размером почти 3 на 4 метра главного ганского современного художника Эль Анацуи ($1,2–1,8 млн), а также чрезвычайно редко появляющаяся на аукционах работа Феликса Гонзалеса-Торреса «Untitled (March 5th) #2» («Без названия (5-е марта) #2», 1991) в виде двух подвешенных лампочек — его первая скульптура с этими бытовыми объектами. Десятый экземпляр из тиража в 20 получил предварительную оценку $600–800 тыс. Интерес также представляет картина молодой художницы Исси Вуд, которую уже невозможно из-за длинного листа ожидания купить на первичном рынке. «Over Armour» («Поверх доспехов», 2018), написанная в фирменной технике на черном бархате, консервативно оценена в $150–200 тыс., но уйдет дороже. Нововведение этого сезона — появление на главных вечерних торгах цифровой работы, подтвержденной NFT. Лот, состоящий из трех цифровых скульптур Урса Фишера, которые были куплены нынешним владельцем 21 октября этого года (!), получили эстимейт $80–120 тыс. (и да, они тоже уйдут сильно дороже, на онлайн-платформах первые релизы подобных стоят по $50–120 тыс. за единицу).
11 ноября состоится вечерний аукцион Christie’s, посвященный искусству ХХ века. И снова что ни работа, то мечта любого музея. К числу топ-лотов можно отнести, к примеру, картину Эда Рушея «Ripe» («Спелый», 1967) с эстимейтом $18–22 млн, до этого 20 лет не выставлявшуюся на аукционы. Она представляет собой замечательный образец знаменитой живописной серии художника с «жидкими» надписями, будто сделанными различными пищевыми продуктами. Из собрания швейцарского фонда Volkart представлено два лота. Один из них — картина Жоана Миро «Peinture poeme (Musique, Seine, Michel, Bataille et Moi)» («Поэма-живопись (Музыка, Сена, Мишель, Батай и я)», 1927), хранившаяся в фонде с 1969 года,— оценивается в $8–12 млн. Другой — «Лицо эпохи Возрождения» (1913) Алексея Явленского — в $2–3 млн. Художник полагал, что произведения, созданные с 1911 года и до начала Первой мировой войны, относятся к числу его наиболее выдающихся творческих достижений. Представленный на торги портрет изображает танцора Александра Сахарова, который был заметной фигурой в авангардных кругах Мюнхена довоенной эпохи, одним из ближайших друзей Явленского, а также любимым натурщиком. «Мы постоянно были вместе на протяжении нескольких лет; он бывал у нас почти каждый день. Это были годы очень интересно дружбы с Сахаровым — человеком умным, сообразительным, чутким и одаренным. Мы обсуждали его становление в качестве танцора. Я всегда посещал его выступления. Ему нравилось мое творчество, он очень хорошо его понимал»,— написал художник в своих мемуарах. В середине 1930-х картина была конфискована нацистами и участвовала в передвижных выставках «дегенеративного искусства», но ей выпало пережить войну. Во второй половине 1940-х годов полотно приобрел доктор Людвиг Гроте, одна из ключевых фигур в становлении школы Баухаус, а в 1962 году оно было куплено Volkart, где и хранилось до сих пор.
На аукционе стоит обратить внимание и на другие лоты. К примеру, на некогда принадлежавшую коллекционеру и владельцу люксового гиганта Kering Франсуа Пино безымянную картину Сая Туомбли 1961 года (эстимейт по запросу, подобные вещи обычно стоят $20–40 млн; всего работ художника на аукционе три). Предлагаются также несколько Пикассо, Леже, Моне, много Дега. И абсолютно характерный пейзаж Хоппера с двумя белыми домиками — «New Puritans» («Новые святоши») (1945) — с эстимейтом $10–15 млн.
Sotheby’s: победитель получает все
Но настоящими торгами-блокбастером станет продажа первой части коллекции Гарри и Линды Маклоу на Sotheby’s 15 ноября. За без малого шесть десятилетий они собрали одну из самых значимых коллекций современного искусства. Из 65 исключительных лотов, которые получил аукционный дом, сейчас выставлено 35, остальные уйдут с молотка в мае 2022 года. Кратко предысторию этой продажи века можно описать так. В 2017 году после 59 лет брака они решили развестись. Их коллекция искусства в 2015 году оценивалась в $937 млн. Судья вынесла решение об отправке коллекции на аукцион, так как, во-первых, ни одна из сторон не хотела расставаться с коллекцией, во-вторых, Маклоу не могли договориться о стоимости входящих в нее работ. Делить им было что: «Девять Мэрилин» Уорхола, полотно Джексона Поллока, дюжина скульптур Кунса, одна из которых оценивается в $10 млн, плюс работы Джона Чемберлена, Дональда Джадда, Марка Ротко, Сая Туомбли, Виллема де Кунинга и других. Судья разделила коллекцию на три части. Первые две — это те, по которым оценка у обеих сторон в итоге сошлась, а третья — самые спорные и дорогие работы. Первая группа оценена всего в $40 млн. Все входящие в нее произведения искусства Линда забрала себе, выплатив при этом половину стоимости бывшему мужу. Вторая и третья группы идут на аукцион, а вырученные средства делятся поровну. Как отметила судья, «этой суммы будет вполне достаточно, чтобы каждая из сторон продолжала наслаждаться жизнью как раньше». Новая оценка идущей на аукцион коллекции — около $600 млн. Для Sotheby’s возможность продавать эту коллекцию — огромная победа. Просто перечислим некоторые из представленных работ — это по-настоящему знаковые, одни из лучших произведений художников. Бронзовая скульптура Альберто Джакометти «Нос», впервые сделанная в гипсе в 1947 году, доработанная двумя годами позже, а затем запущенная как серия из шести бронзовых работ в 1965-м, оценивается в $70–90 млн. Шестой экземпляр, представленный на торгах,— единственный, находящийся в частной коллекции, все остальные давно заняли свое место в музеях и фондах. «Sixteen Jackies» (1964) и уже упоминавшиеся «Nine Marilyns» (1962) Энди Уорхола с изображениями Жаклин Кеннеди и Мэрилин Монро получили эстимейты $15–20 млн и $40–60 млн соответственно. Одна из важнейших ранних скульптур Джеффа Кунса — «Aqualung» («Акваланг») (1985) из серии «Equilibrium» — в виде бронзового жилета с аквалангом — находилась в коллекции четы Маклоу с 1986 года. Третий экземпляр из тиража в три скульптуры оценен специалистами Sotheby’s в $8–12 млн. Работа 1961 года «Без названия» (с надписью «Roma») Сая Туомбли идет с эстимейтом $18–25 млн; его же позднее, 2006 года, полотно шириной 5,5 м с изображениями пионов — в $40–60 млн. На эту серию его вдохновила японская поэзия эпохи Эдо. Чрезвычайно востребованная в последние годы живопись Филиппа Густона тоже есть: «Strong Light» («Сильный свет») 1976 года высотой более 2 м получила эстимейт $8–12 млн. А полотно Марка Ротко «№7» (1951) — $70–90 млн.
Хорошие шансы на успешную продажу этой коллекции гарантированы, конечно, исключительностью представленных в ней работ, но не только. В последние пару лет случился взрывной рост популярности главных европейских послевоенных художников у азиатских коллекционеров, и это дает лотам вполне реальные возможности пробить верхнюю границу эстимейтов и установить новые рекорды цены. Следует учесть и грядущие открытия ближневосточных огромных музеев современного искусства, где не хватает экспонатов с безупречной историей и качеством.
Phillips: погоня за редкостями
Аукционный дом Phillips вот уже несколько лет подряд удачно комбинирует на своих главных торгах не только современное, но и искусство вообще всего ХХ века. Новые начнутся в Нью-Йорке с 17 ноября. Здесь по традиции будут представлены самые востребованные на данный момент художники, за которыми в галереях стоит многолетняя очередь: Эмили Мэй Смит, Микален Томас, Мэттью Вонг, Николя Парти. Но помимо них — музейного качества живопись Джоан Митчелл, Джорджии О’Кифф, а также Фрэнсиса Бэкона. Картина «Священник с совами» последнего, написанная около 1958 года во время 14-месячной поездки художника в Танжер, оценена в серьезные $35–45 млн. Известно только три работы Бэкона, в которых священника, находящегося в агонии, окружают совы. Две другие хранятся в Музее современного искусства Сан-Франциско (SFMoMA) и Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.
Русские торги в Лондоне, предаукционные выставки в Москве
Русскую живопись и предметы декоративно-прикладного искусства Sotheby’s будет продавать в два этапа 30 ноября, а с 27 по 29 октября в Москве состоялась клиентская презентация некоторых лотов предстоящих торгов. Топ-лотом стал «Натюрморт с яблоками» (1912) Кузьмы Петрова-Водкина с эстимейтом £2,5–3,5 млн. Считается, что это одна их первых работ, в которой отчетливо виден будущий знаменитый стиль художника. Она фактически предвосхищает появление характерной для него сферической перспективы. Яблоки на картине — из сада генерала Петра Грекова, где художник летом 1912 года гостил с женой. В этом имении и были выполнены эскизы, этюды и первый вариант знаменитого «Купания красного коня», для которого позировал генеральский конь Мальчик, а всадником стал двоюродный брат художника Александр Трофимов. «Натюрморт с яблоками» был среди девяти работ Петрова-Водкина, показанных на Балтийской выставке в Мальме (1914), наряду с картиной «Купание красного коня», которую он написал в том же 1912 году. В середине 1960-х работу купил советский скульптор и бывший ученик Петрова-Водкина Борис Каплянский. На том же аукционе будут представлены работы из одного из самых внушительных собраний советского послевоенного искусства. Картины подобного качества знаковых периодов творчества художников чрезвычайно редко появляются на аукционах. Среди них стоит отметить многосоставную «Городскую картину» Эрика Булатова, написанную в 1966 году (эстимейт £150–200 тыс.) и «Композицию» Дмитрия Краснопевцева, выполненную маслом на оргалите в 1973-м (эстимейт £40–60 тыс.).
Знаменитая коллекция изделий Фаберже, от камнерезных фигурок животных, рамок для фотографий до керамики, серебра и ювелирных украшений, принадлежавшая Гарри Вульфу и формировавшаяся почти полвека, будет выставлена на торги Christie’s 29 ноября. Свою коллекцию владелец лондонской фармацевтической сети Underwoods стал собирать в начале 1970-х. Все самые известные выставки Фаберже, которые проходили в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее декоративно-прикладного искусства в Париже, Национальном музее Швеции, Музее декоративно-прикладного искусства в Гамбурге, Музее Бельрив в Цюрихе, Смитсоновском музее дизайна Купер-Хьюитт в Нью-Йорке, в нашем Эрмитаже и на других площадках, не обходились без произведений из коллекции Гарри Вульфа. На этом аукционе представлены более 20 животных, таких как халцедоновая мышь (£25–35 тыс.), глухарь (£50–70 тыс.), утенок (£25–35 тыс.). Редкой является фигурка голубой синицы, собранная из разных пород камня (£50–70 тыс.). Часть предметов коллекции навеяна японским искусством. Некоторые из них являются почти точными копиями нэцке (фигурка лягушки из бовенита, £15–25 тыс., и сверчка из нефрита, £10–15 тыс.). В отличие от японских мастеров Фаберже никогда не использовал дерево или слоновую кость для своих фигурок — предпочитал работать с камнями из Сибири и с Урала. В представленной коллекции преобладают работы с исключительным провенансом — от русской императорской семьи до членов британской королевской семьи, европейской знати и знаменитых исторических личностей. Например, бонбоньерка из мохового агата, украшенная золотом и драгоценными камнями, мастера Михаила Перхина (£20–30 тыс.) была приобретена императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной в санкт-петербургском филиале Фаберже 11 августа 1898 года за 145 руб.
C 19 по 30 ноября 2021 года в Москве в «Усадьбе Зубовых» по будним дням будет проходить выставка топ-лотов аукционного дома MacDougall’s, всего 25 работ. Среди жемчужин русской классики — жанровая сцена Маковского «Застава на пути свадебного поезда» 1888 года (£450–600 тыс.), отражающая его мастерство в проработке деталей композиции и глубокое знание национальных традиций и обрядов. Есть данные, что полотно экспонировалось на XVI выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1888 году. Венеция, всегда вдохновлявшая художников, представлена полотном Мордвинова «Вид Венеции» (£150–300 тыс.). Работы такого размера почти не появляются на аукционах. Картина Виноградова «На балконе» (£220–400 тыс.) написана в эпоху творческого расцвета мастера, в 1916 году, и является одним из самых значимых произведений российского периода творчества художника. Она экспонировалась на XIV выставке картин Союза русских художников в 1916–1917 годах. Крупноформатный «Натюрморт с пионами и гвоздикой» Герасимова (£250–280 тыс.) представляет один из излюбленных сюжетов мастера, который наиболее ценится коллекционерами. Также стоит отметить полотна Куприна «Кутаиси. Риони. Старая колокольня» (£110–220 тыс.), «Дом за стеной. Окрестности Парижа» Фалька (£120–180 тыс.) и виды Санкт-Петербурга Осмеркина (£50–85 тыс. и £45–85 тыс.). Сам аукцион состоится в Лондоне 1 декабря, на нем будет представлено около 200 лотов.