Воронеж включили в премиальную афишу
Три местных театра и фестиваль получили 13 номинаций на «Золотую маску»
Воронежские спектакли спустя несколько лет снова будут широко представлены на престижной театральной премии «Золотая маска». Эксперты в число претендентов включили четыре местных проекта, которые в общей сложности поборются за 13 наград. Шесть номинаций получила опера «Свадьба Фигаро» театра оперы и балета, три — комедия «Двенадцатая ночь» Никитинского театра, по две — танцевальные спектакли «Плот Медузы» Камерного театра и «Новая земля» Платоновского фестиваля. Эксперты премии заявили, что «закрепили Воронеж» в статусе культурного центра.
Оргкомитет театральной премии «Золотая маска» представил список номинантов по итогам прошлого сезона 2 ноября. Два экспертных совета посмотрели в театрах и на видео 1 165 спектаклей. Номинанты представят свои постановки на московских сценах, где их будет оценивать жюри. Церемония награждения пройдет 22 апреля 2022 года. Из Черноземья в список претендентов традиционно вошли только воронежские проекты. Всего они получили 13 номинаций по различным направлениям.
Больше всех была отмечена опера «Свадьба Фигаро» Моцарта по пьесе Пьера Бомарше, которую худрук Камерного театра Михаил Бычков поставил в местном театре оперы и балета. В этом спектакле господин Бычков сместил действие из XVIII века во время Первой мировой и добавил драматизма за счет трансляции военной хроники. К проекту были привлечены столичные силы. Оркестром управляет главный дирижер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов, постоянная солистка этого театра Наталья Петрожицкая и приглашенная солистка Екатерина Лукаш исполняют партии графини Альмавивы и Керубино, а сценографию придумал Алексей Вотяков, работающий со многим ведущими отечественными театрами. В итоге эксперты отметили работу господ Бычкова, Вотякова, Коробова, Лукаш и Петрожицкой, а также номинировали оперу как лучший спектакль.
Второй раз подряд эксперты «Золотой маски» отметили негосударственный Никитинский театр, которому в этом году исполнилось пять лет и который в прошлом году претендовал на премию с «Чернобыльской молитвой». Постановка «Двенадцатая ночь, или Как угодно» по пьесе Шекспира получила три номинации — за лучший спектакль малой формы, за работу режиссера (Юрий Муравицкий) и за работу художника по костюмам (Ваня Боуден). Этот проект апеллирует к традициям средневекового площадного театра, в котором нет психологического анализа и в котором актеры выдают все эмоции и действия нарочито напоказ. Интриги добавляет то, что в этом спектакле нет закрепленных ролей: кто именно какого персонажа будет играть — перед каждым показом определяют с помощью жребия зрители.
Еще четыре номинации так или иначе связаны с Камерным театром. Хореографический спектакль «Плот Медузы» стал претендентом на лучший современный танец, а его постановщик Павел Глухов — на лучшего балетмейстера. В этом проекте господин Глухов, чья работа для воронежской труппы «Зеркало» уже была номинантом премии, вдохновился картиной Теодора Жерико о спасающихся после кораблекрушения людях.
Также был отмечен один из проектов Платоновского фестиваля искусств — хореографический перформанс «Новая земля» по рассказу Андрея Платонова. Его поставила лауреат «Золотой маски» из Екатеринбурга Анна Щеклеина. Сейчас она получила номинацию как лучший балетмейстер. Ее замыслы воплотили члены танцевальной труппы Камерного театра. «Новая земля» также стала претендентом на звание лучшего современного танца. В этом перформансе на берегу водохранилища танцоры исполняли различные соло, дуэты и трио. Все элементы были отрепетированы заранее, но их последовательность артисты определяли сами непосредственно во время исполнения.
Традиционно оргкомитет представил и лонг-лист премии, куда вошли «самые заметные спектакли сезона, по мнению экспертного совета». Среди них оказались еще три воронежские постановки. Две из них — Камерного театра: драматический спектакль Михаила Бычкова «Привидения» по пьесе Ибсена и балет руководителя танцевальной труппы Виктории Арчая «Сны Междуречья», основанный на личных переживаниях хореографа. Госпожа Арчая также получила две номинации за свою московскую работу «Триптих. Автопортрет» (как лучший балетмейстер и лучшая женская роль). Кроме того, эксперты среди значимых отметили танцевальный спектакль «Дева», который для театра оперы и балета поставили Софья Гайдукова и Константин Матулевский и который впервые был показан на воронежском фестивале современной хореографии «Re:форма танца». Другие театры из Черноземья в лонг-лист «Золотой маски» не вошли.
Ранее столь обширно на премии воронежские театры и Платоновский фестиваль были представлены в 2018 году, когда совокупно получили 11 номинаций. Тогда лучшим актером стал Камиль Тукаев за роль Креона в «Антигоне» Камерного театра. В 2019 году на премию не претендовал ни один спектакль. В 2020 году Никитинский и Камерный театры получили шесть номинаций на двоих, одну получила художник по свету «Зеркала» Татьяна Мишина.
Министр культуры РФ Ольга Любимова в приветственном слове заявила, что половина номинантов — это регионы. «Воронеж по количеству номинаций серьезно конкурирует с Москвой и Петербургом»,— добавила госпожа Любимова. Гендиректор «Золотой маски» Мария Ревякина пояснила, что большое количество номинаций говорит о том, что культурная среда в городах «очень сильно» развивается: «Тому причиной, наверное, много культурных явлений и институций и существование замечательных кураторов, есть и много независимых театров».
Председатель экспертного совета премии по драматическому театру и театру кукол Татьяна Тихоновец отметила, что в этом году эксперты не открыли новых территорий, но «закрепили Воронеж». По ее словам, в частности, «рискуют» и отборщики, и Никитинский театр с «Двенадцатой ночью»: «Актеры не знают, какую именно будут играть роль, для нас это исследование театральной игры». «Это эксперимент внутри нашего драматического театра, это не для всех эксперимент, но мы понимаем, какая это вообще отважная вещь. Для нас это тоже открытие»,— добавила Татьяна Тихоновец.