Детский омбудсмен занялась вопросами травли, шутинга и нездоровой атмосферы в школах
Мария Львова-Белова приняла участие в мероприятии, посвященном безопасности детей
Недавно назначенная уполномоченным по правам ребенка в РФ Мария Львова-Белова начала деятельность на этом посту с обсуждения проблем обеспечения безопасной среды для детей. В ходе мероприятия в Совете федерации представители ведомств и эксперты выступили с рядом предложений по этому поводу. В их числе — комплексная диагностика психического здоровья, работа с молодежью на улицах, а также изменение Уголовного кодекса.
В ходе круглого стола по вопросам детской безопасности, который прошел в Совете федерации в понедельник, Мария Львова-Белова отметила, что ее волнует проблема травли подростков — как в школе, так и в интернете.
Напомним, госпожа Львова-Белова была назначена в конце октября президентом РФ новым детским омбудсменом вместо ушедшей работать в парламент Анны Кузнецовой.
Нездоровая среда может привести к эксцессам, вплоть до вооруженных нападений на учебные заведения, отметила она. «По данным ВЦИОМа, 18% респондентов подвергались в школе травле, а 38% так или иначе с ней сталкивались. Причем взрослые зачастую не считают травлю чем-то выходящим из ряда вон»,— подчеркнула детский омбудсмен.
Региональные чиновники недооценивают риски подростковой преступности, такое отношение к проблеме фиксируется с 2018 года, поддержала директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская. Она рассказала, что, работая с субъектами по теме детской безопасности и профилактики правонарушений, наблюдает дефицит межведомственного взаимодействия: «Бывает, что региональный министр образования не знает своего главного внештатного педагога-психолога, у них не выстроена совместная работа». Госпожа Фальковская также указала на пробуксовку работы с подростками с деструктивным поведением из-за того, что представители системы здравоохранения, ссылаясь на врачебную тайну, отказываются от взаимодействия с органами образования. «Нам не нужен диагноз, нам надо, чтобы врач-психиатр, у которого наблюдается ребенок, дал квалифицированные рекомендации по работе с ним»,— пояснила Лариса Фальковская. Она добавила, что в помощи психолога-терапевта нуждается «если не каждый второй, то каждый третий ребенок».
Отсутствие комплексной диагностики психического здоровья констатировал руководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков Центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Лев Пережогин. «Надо всем объяснить, что обращение к психиатру принесет только пользу, а то в интернете написано, что если ребенка отведете к психиатру, то он в вуз не поступит»,— отметил господин Пережогин.
Необходимость более широкого оказания психологической помощи детям признал и руководитель организационно-аналитического отдела управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета России (СКР) Виктор Свечинов.
По словам сотрудника СКР, анализ случаев стрельбы в школах показал, что юные преступники по разным причинам ощущали себя изгоями в коллективе, что сильно сказывалось на психике ребенка.
«Мы предлагаем обучать преподавателей навыкам влияния на деструктивное поведение подростков и формирования здорового психологического климата, а также внедрять методики по выявлению детей, испытывающих сложности в социализации»,— сообщил представитель СКР.
Отметим, госпожа Фальковская предложила сенаторам выступить с законодательной инициативой, приравняв нападение на школу к террористическому акту. Ст. 205 УК РФ (теракт) предполагает наказание в виде пожизненного лишения свободы при умышленном убийстве.
Среди других предложений, прозвучавших в ходе мероприятия, были инициативы, направленные на возобновление работы с молодежью на улицах, введение специальных курсов по ответственному родительству и установлению контроля над школьными конфликтами с проработкой в комиссиях по делам несовершеннолетних. Госпожа Львова-Белова заявила о необходимости развивать в школах службу медиации — примирения. Она предложила привлекать к этой работе не только специалистов, но и сотрудников школ, которым дети доверяют: это могут быть охранники, учителя физкультуры и библиотекари.