«Волжское пароходство» отчаливают из порта Кавказ
Нижегородские депутаты просят сохранить рейдовую перевалку грузов в Азовском море
Депутаты нижегородского парламента подготовили обращение к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой сохранить рейдовую перевалку зерна и других грузов в акватории Азовского моря. Госдума приняла в первом чтении проект закона, ограничивающий перегрузку товаров с загрязняющими веществами с судна на судно в порту Кавказ. Парламентарии опасаются, что это сделает нерентабельной перевозки крупнейшей судоходной компании «Волжское пароходство» Владимира Лисина и негативно скажется на сельхозпредприятиях региона, для которых стоимость зерна вырастет на $30 за тонну. Аналогичное обращение в Госдуму уже направили ростовские парламентарии.
Депутаты законодательного собрания Нижегородской области подготовили проект обращения к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой сохранить рейдовую перевалку грузов в акватории порта Кавказ и поправки к законопроекту «Об осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с судна на судно в открытом море». Нижняя палата парламента уже приняла в первом чтении документ о минимизации загрязнения окружающей среды и регулирования правил перевалки, вступающий в силу с 1 марта 2022 года.
Нормативный акт вводит перечень российских портов, в которых может быть запрещена рейдовая перевалка грузов с загрязняющими веществами: зерна, грузов, содержащих зерновую и мучную пыль, удобрений, угля, серы и металла.
По данным авторов поправок от Нижегородской области, в структуре этих товаров на долю экспорта приходится 73% от общего объема грузов, из которых 4 млн т ежегодно перегружается через порт Кавказ.
Как сообщил на заседании комитета регионального парламента по транспорту депутат Василий Суханов, в список разрешенных к перевалке гаваней необходимо включить порт Кавказ, который является основным для судоходной компании «Волжское пароходство» Владимира Лисина.
«„Волжское пароходство“ с начала 1990-х годов осуществляет бортовую перевалку в акватории Азовского моря. Все грузовые операции согласованы со всеми экологическими и надзорными ведомствами. Предлагается из акватории Азовского моря уйти к стенке порта Новороссийска, что повлечет значительное удорожание перевозок. Кроме того, порт не имеет такой пропускной способности, и все это негативно скажется на финансово-хозяйственной деятельности предприятия»,— заявил господин Суханов. По его словам, перемены скажутся и на сельхозпроизводителях Нижегородской области: стоимость перевалки зерна вырастет на $30 за тонну. «С учетом, что международная цена фиксированная, эти деньги производители зерна будут выкладывать из своего кармана»,— уверен депутат.
Административный директор «Волжского пароходства» Рустем Галеев рассказал парламентариям, что перевод перевалки в порт Новороссийска из рейдовых районов станет критическим для судоходной компании и экономик регионов Поволжья.
«Мы вывозим зерно не только с портов Азов, Таганрог и Ростов, но и активно развиваем вывоз зерновых с портов Поволжья. Соответственно, регионы развивают программы создания мощностей по накоплению зерна для создания экспортного потенциала уже на внутренних водных путях. Если не будет разрешена рейдовая перевалка в рейдовых районах порта Кавказ, не будет соответствующего перечня к внесенному законопроекту и не будет включен этот порт, у нас останется 60–70 "пятитысячников" невостребованных судов (суда с максимальной грузоподъемностью 5 тыс. т, флот компании насчитывает две сотни судов.— “Ъ”). Эти речные суда имеют ограниченный район плавания, и дальше перегрузочных районов 12-мильной зоны порта они выйти не могут. Мы вынуждены будем поставить эти суда на прикол, не говоря уже о сокращении персонала»,— предупредил господин Галеев.
Сокращение штата при неблагоприятном для судоходной компании сценарии он оценил в тысячу сотрудников. Кроме того, добавил господин Галеев, «Волжское параходство» будет вынуждено свернуть программу обновления флота, рассчитанную до 2030 года. Как писал «Ъ-Приволжье», за девять лет компания планирует заказать порядка 20 новых сухогрузов на нижегородских верфях, расчетную стоимость каждого генеральный директор судоходной компании Юрий Гильц оценивал в 1 млрд руб.
Депутат Рустам Досаев добавил, что Россия подписала конвенцию об использовании внутренних водных путей. И если не помочь «Волжскому пароходству», доставка грузов будет осуществляться в международных водах акватории Черного моря, которые займут иностранные компании.
«Те же турецкие, болгарские судоходные компании с удовольствием зайдут и будут из Ростова-на-Дону возить то же самое зерно в международные воды и точно так же перегружать с судна на судно. И "Волжское пароходство" потеряет актуальность своего процесса»,— переживает господин Досаев.
По его словам, судоходная компания в этом случае потеряет свой основной рынок перевозки зерна. Причиной лоббирования перевалки в порту Новороссийска депутат назвал «интересы коммерческих структур», владеющих портом, которые хотят загрузить логистические мощности. Как писал «Ъ-Приволжье», в апреле 2019 года зерновой терминал у ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) приобрело ООО «Деметра 1», подконтрольное ВТБ. «В целом это лоббирование коммерческих структур. С точки зрения логистики и экологии никакому объяснению это не поддается. Минсельхоз тоже против, на федеральном уровне идет такая дискуссия», — согласился депутат, исполнительный директор транспортной компании «Итеко Россия» Евгений Бабаев.
Комитет единогласно одобрил инициативу депутатов направить обращение Михаилу Мишустину, ожидается, что региональный парламент утвердит ее на заседании 25 ноября.
Добавим, похожую инициативу в Госдуму уже направили депутаты законодательного собрания Ростовской области. По сообщению ростовского парламента, они попросили уточнить определение загрязняющих веществ и не распространять действие норм, предусмотренных законопроектом, на рейдовую перевалку сельскохозяйственных грузов.
«Только с территории Ростовской области в 2020 году на экспорт через рейдовую перевалку было отгружено 11,3 млн тонн зерна, что составляет более 60% от годового объема экспорта данной культуры. В целом запрет рейдовой перевалки зерна окажет негативное влияние не только на экономику Ростовской области, но и ряда регионов России (Поволжье, Татарстан), где перевалка зерна на рейде является ключевым звеном экспортных логистических цепочек, в которых задействованы порты Азово-Донского и Волго-Донского бассейнов внутренних водных путей», — говорится в сообщении ростовского законодательного собрания Ростовской области.