Белорусский напев, белорусская даль
Минск и ЕС начали обсуждать практические вопросы, но враждуют все так же ожесточенно
Белоруссия и ЕС приступили к первым практическим попыткам деэскалации ситуации на белорусско-польской границе. В Минске, который уже давно не посещали высокопоставленные гости из Брюсселя, в понедельник приняли группу экспертов Еврокомиссии. Ключевая задача ЕС — договориться о репатриации мигрантов, «застрявших в Белоруссии». При этом говорить о политической деэскалации не приходится. В то время как президент Белоруссии Александр Лукашенко предупредил «диких политиков Польши» о последствиях угроз закрыть границу, в ЕС анонсировали свой ответ на «использование мигрантов в качестве политического оружия». Прозвучала и угроза подать на белорусское руководство иск в Международный суд в Гааге.
Евросоюз активизировал диалог с Минском для решения миграционного кризиса. В понедельник группа экспертов Еврокомиссии посетила белорусский МИД. «В фокусе были все аспекты известной миграционной проблематики»,— сообщил «РИА Новости» пресс-секретарь дипломатического ведомства Анатолий Глаз. В этот же день официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано допустил проведение в трехстороннем формате (с участием представителей профильных агентств ООН) технических переговоров по «безопасной репатриации людей, застрявших в Белоруссии».
На прошлой неделе, напомним, и. о. канцлера ФРГ Ангела Меркель дважды созвонилась с Александром Лукашенко, договорившись вынести проблему на белорусско-европейский уровень и немедленно вступить в переговоры. Как указал Петер Стано, глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель также дважды (14 и 16 ноября) беседовал с министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем. «Работа продолжается»,— указал господин Стано, добавив, что контакты поддерживаются на разных уровнях.
Впрочем, все это вынужденные меры, не затрагивающие основ нынешних отношений между Минском и Брюсселем.
Остается неизменной и жесткая риторика. Так, в понедельник Александр Лукашенко обвинил Брюссель в отказе принять 2 тыс. мигрантов, которых республика разместила в логистическом центре «Брузги». По его словам, Ангела Меркель пообещала рассмотреть этот вопрос на уровне ЕС, но европейские чиновники не только не обсуждают его, но «даже на контакт не выходят».
«Мы сами справимся с этими людьми, если их Германия не заберет к себе»,— заверил господин Лукашенко.
И также сообщил: на конец ноября готовится еще один вывозной рейс для мигрантов. Напомним, что в четверг власти Ирака забрали на родину более 400 своих граждан.
Одновременно с этим ряд критических высказываний в адрес белорусских властей сделал канцлер Австрии Александр Шалленберг. В понедельник он принял участие в инициированной Веной международной конференции по Белоруссии, к которой присоединились ряд его европейских коллег и лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская (представители властей Белоруссии и РФ тоже были приглашены, но не участвовали в мероприятии). Так, господин Шалленберг призвал ЕС «не поддаваться шантажу Лукашенко» и усомнился в результативности прямого диалога, хотя и признал, что взаимодействовать с Минском нужно. Он также приветствовал санкции ЕС по Белоруссии и пообещал, что «исполнители тяжких нарушений прав человека» в стране понесут наказание.
На этом фоне ЕС анонсировал введение дополнительных мер по Белоруссии — за использование мигрантов «в качестве политического оружия».
Ждать их стоит уже на этой неделе, объявил еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Оливер Вархели. Кроме того, официальный представитель Еврокомиссии Дана Спинант анонсировала рассмотрение во вторник мер против транспортных компаний, причастных к незаконной перевозке мигрантов на границу. Ранее главы МИДов стран ЕС согласовали пятый пакет санкций по Белоруссии. По словам и. о. главы МИД ФРГ Хайко Мааса, в черный список попадут судьи, прокуроры и представители служб безопасности республики, «ответственные за нарушение прав человека». Глава МИД Эстонии Эва-Мария Лийметс уточнила в разговоре с журналистами портала ERR, что ЕС пока «шлифует» пакет мер, но работа почти завершена: ограничения, как ожидается, вступят в силу в конце месяца.
Между тем Варшава и Вильнюс тоже грозят новыми мерами. Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис сообщил в интервью изданию Politico, что власти ищут способ подать на Минск в Международный суд в Гааге за действия в отношения мигрантов. Польские власти же сообщили, что могут закрыть железнодорожный пункт пропуска «Кузница» (автомобильный, напомним, не работает уже около двух недель). В четверг Варшава поставила ультиматум: если ситуация с мигрантами не улучшится до 21 ноября, то железнодорожное движение будет остановлено.
Александр Лукашенко тут же напомнил «диким политикам и руководителям Польши» о последствиях их угроз: «Если удобнее, закрывайте. Но надо прежде подумать, как они будут общаться с Россией, Китаем, вообще с востоком». При этом в Минске тоже готовы к битвам с привлечением судебных органов. Следственный комитет Белоруссии сообщил в понедельник, что продолжает расследовать «преступления против безопасности человечества» — вместе с МИДом анализирует «нарушение Варшавой норм международного права» в ситуации с мигрантами. В ведомстве указали, что потерпевшими уже признаны 132 человека, в том числе 23 ребенка в возрасте от года до 14 лет.
Напомним, обострение на белорусско-польской границе наблюдается уже две недели. По данным Польши, на территории Белоруссии находится более 10 тыс. мигрантов, стремящихся перейти границу. В субботу польский министр обороны Мариуш Блащак в эфире радиостанции RMF FM указал, что их тактика изменилась: «Меньшие группы людей пытаются форсировать границу во многих местах». Как сообщила представитель Погранстражи Польши Анна Михальская, в воскресенье Варшава предотвратила более 300 попыток нелегального пересечения границы с Белоруссией, а всего с начала года в стране зафиксировано 36 тыс. таких случаев. В Белоруссии же говорят о всего 7 тыс. беженцах. По словам Александра Лукашенко, он работает над тем, чтобы отправить 5 тыс. из них обратно на родину. При этом президент заверил: Белоруссия ни одного прошения о предоставлении убежища со стороны этих людей не получала.