Этический вопрос

Студенты поспорили об ответственности ученых перед обществом

К 100-летнему юбилею со дня рождения ученого Андрея Сахарова в зале МГУ и одновременно на интернет-платформе «ВКонтакте» сразились молодые ученые. В ходе очных дебатов «Этика в профессиях», которые проходили в рамках фестиваля NAUKA 0+, они выясняли два важных вопроса, касающихся профессиональной этики: «Должны ли ученые нести ответственность за свои открытия?» и «Кто должен принимать решения об операции для пациента, который временно или постоянно недееспособен: врач или родственники?». Дискуссия получилась эмоциональной, победителей определяли зрители трансляции, которых насчитывалось 350 тыс. человек. Мероприятия организовал благотворительный фонд «Система» в рамках своей образовательной программы «Лифт в будущее».

Благотворительный фонд «Система» провел в МГУ «Сахаровский урок»

Фото: Предоставлено фондом «Система»

На сцену зала МГУ вышли несколько молодых ученых. Они поделились на две команды, чтобы представлять диаметрально разные позиции в вопросе о том, несут ли ответственность ученые за свою научную деятельность. «Лишь каждый тысячный человек в мире становится ученым. Представители науки обладают эксклюзивными знаниями, и чтобы прийти в эту точку открытий, они проделывают большой и сложный путь,— начал инженер молодежного космического центра МГТУ им. Н. Э. Баумана Марат Айрапетян.— Ученые обладают силой. А чем больше силы, тем больше и ответственности. Есть мнение, что коронавирус вышел из лабораторий, бомбы снесли с лица земли Нагасаки и Хиросиму, может ли общество простить такого рода последствия этих изобретений?» Не теряя времени, его соперник выступил с противоположными аргументами. «Моральная и этическая ответственность — это громкие слова. Но мы живем в мире, где у каждого народа свои этические ценности. Означает ли это, что ученые разных стран должны нести разную ответственность за открытие одного и того же явления? Многие открытия совершались одновременно в разных точках земного шара, как было с радио, лампочками и электричеством. Этика в этих странах разная. Нам что, необходимо создать общий этический комитет, который будет ограничивать ученых?» — пылко выступил кандидат биологических наук, сотрудник факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М. В. Ломоносова и Института биоорганической химии РАН Артур Залевский. От студентов, наблюдавших за этими дебатами в зале, и от зрителей их онлайн-трансляции потекли каверзные вопросы, заставляя выступающих еще ярче отстаивать свои позиции. На стене за спинами участников нервно дергались два столбца, отражающие результаты голосования зрителей. Попеременно побеждали те, кто возлагал всю ответственность на ученых, или те, кто был против этого. К концу выступления столбцы так и остались в балансе на одном уровне, голоса разделились поровну. Аплодировали студенты, школьники, академические работники, ученые и правозащитники, присутствующие в зале. Этическая тема никого из них не оставила равнодушным.

Так благотворительный фонд «Система» проводил в МГУ свой «Сахаровский урок».

«Эти дебаты были очень важны для нас, потому что наша корпорация является сегодня одним из лидеров в области развития искусственного интеллекта. И в этой сфере часто поднимается вопрос этики. Мы организовали дебаты "Этика в профессиях", или, как мы сами их называем, "Сахаровский урок", потому что когда-то научная деятельность академика Сахарова стала поводом для серьезного разговора о такой важной теме. Сахаров был ученым, который по-особенному относился к своему открытию, он первый стал задумываться и говорить об этическом конфликте между открытиями в науке и их последствиями»,— говорит президент благотворительного фонда «Система», оператора социальных инвестиций компаний группы АФК «Система» Оксана Косаченко.

Вторым вопросом, который подняли на дебатах, стал вопрос о том, кто должен принимать решение о судьбе пациента — родственники или врач. «Результаты зрительского голосования ярко показали противоречивость убеждений общества: если в первом раунде минимум половина зрителей готова была возложить на ученых ответственность за их открытия, то во втором большая часть голосов была отдана в пользу права родственников решать судьбу пациента. А ведь врач — это тот же ученый, который стремится превратить вложенные в него ресурсы и знания в практическую пользу»,— отметила Оксана Косаченко. По ее словам, в форме дебатов разобрали не просто сложную тему, а затронули острый аспект ответственности перед обществом внутри профессии. «В бизнесе недавно появился такой термин, как экосистема. Ученые — это часть этой экосистемы. Новые достижения оказывают влияние на все остальные цепочки бизнеса, жизни, которые вокруг нас сконцентрированы. Еще и поэтому вопросы этики так важны во время любого открытия»,— заключила Оксана Косаченко.

Фото: Предоставлено фондом «Система»

Дебаты стали финальной частью многочисленных мероприятий БФ «Система» из этой серии. Ранее, еще в мае, в Светлановском зале Московского международного Дома музыки был организован концерт Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова, посвященный юбилею Андрея Сахарова. А в сентябре БФ «Система» в рамках образовательной программы «Лифт в будущее» провел конкурс среди учащихся с восьмого по одиннадцатый классы российских школ на лучшую презентацию об академике Сахарове. Готовясь к презентации, школьники узнавали о судьбе и главном открытии ученого. На конкурс прислали 200 работ почти из всех регионов страны. Жюри, в которое вошли сотрудники фонда и эксперты в сфере образования, в первую очередь оценивало глубину погружения участников конкурса в тему, наличие у них собственной аргументированной позиции, структуру презентации. Авторы десяти лучших работ вышли на их онлайн-защиту, где оценивалось также мастерство выступления ребят и их подготовленность в ходе этапа «вопрос-ответ». «О конкурсе презентаций я узнала за два дня до его окончания, думала, сейчас быстро все подготовлю и отошлю. Но не тут-то было, когда я начала изучать и погружаться в тему, я увидела очень целеустремленного и справедливого ученого, для которого вопросы этики в науке были очень важны»,— рассказывает одна из победительниц школьного конкурса, Снежана Петрова из города Покровска Республики Саха.

В итоге пять учеников — победителей этого конкурса вместе с сопровождающими отправились в профориентационный тур в Москву и, в числе прочего, побывали очно на дебатах ученых «Этика в профессиях» в МГУ. В фонде решили не разделять школьников, студенчество и молодых ученых, а собрать их всех вместе.

Одна из миссий благотворительного фонда «Система» — повышение уровня доступности образования в стране и помощь школьникам в выборе профессии, независимо от их места проживания или внешних обстоятельств. В рамках этой миссии и родился проект «Лифт в будущее». Платформа дает молодежи из любого региона инструментарий для самоопределения и получения необходимых знаний и навыков на пути профессионального становления. С помощью мероприятий до школьников доносят информацию в понятном для них формате и дают возможность присмотреться к будущей профессии.

Людмила Наздрачева

Вся лента