Транзит на вынос
Как в Краснодаре планируют бороться с транзитным транспортом
Одной из основных проблем быстроразвивающихся городов является увеличение транспортных потоков — как транзитных, так и внутригородских. Краснодар не является исключением, особенно в летние месяцы, когда жители всей России проезжают город, путешествуя на личных авто к морю. Еще одна из проблем — большегрузы, доставляющие товары в торговые точки и логистические центры города и края. Прокладка объездных дорог, чтобы вынести транзитный транспорт за пределы кубанской столицы, является одной из приоритетных задач вновь избранного мэра Краснодара Андрея Алексеенко.
Пробки и экология
Избранный на минувшей неделе главой Краснодара Андрей Алексеенко в числе первоочередных задач по решению городских проблем назвал избавление кубанской столицы от транзитного транспорта. Это, по его мнению, поможет разгрузить дороги внутри города. «Благодаря поддержке губернатора достигнута договоренность с Росавтодором о проектировании и прокладке недостающей части обхода Краснодара — это соединение двух федеральных автомобильных дорог: Краснодар — Темрюк и Краснодар — Новороссийск. Полностью замкнется кольцо вокруг города с южной стороны — и большое количество транзитного транспорта не будет забивать улицы города и использовать улично-дорожную сеть»,— сказал Андрей Алексеенко.
Как отмечает депутат городской думы Краснодара Алексей Бердников, вынос транзитного транспорта за пределы города поможет снизить аварийные ситуации, уменьшить заторы и улучшить экологическую обстановку. Трафик транзитных грузовиков и большегрузов, по его словам, необходимо направить в объезд краевого центра, чтобы создать удобство и безопасность движения, а также снизить нервно-психическое напряжение водителей грузовиков за рулем. «Это и по времени, и по функциональности будет эффективно»,— считает парламентарий.
Алексей Бердников также напомнил, что в своей инаугурационной речи Андрей Алексеенко подчеркнул необходимость и важность решения транспортных проблем города, поэтому необходимо их решать с помощью партнерства бизнеса и власти, привлечения городских, краевых и федеральных финансовых средств.
«Необходимо развернуть работу 14 весогабаритных постов на въездах в город на всех семи дорогах в обе стороны. Кроме того, следует разработать проект по автоматизации всего процесса работы весогабаритных пунктов, включая точки медосмотров, контроля, стоянок-накопителей автомобилей, мест отдыха водителей грузовиков, штрафстоянок, обходных путей, то есть урегулировать весь процесс въезда крупногабаритного транспорта в город»,— считает Алексей Бердников.
Посты перед городом и объезды
Урбанист Сергей Бурцев видит решение проблем транспортного коллапса в столице Кубани в прокладке объездных дорог. По его словам, если посмотреть статистику ДТП по Краснодару, то можно увидеть, как растет количество смертельных происшествий в летние месяцы. Отсюда, по мнению гражданского активиста, очевиден вывод, что значительное количество аварий происходит именно с приезжими, которые не знают город и его особенности. Каких-либо дополнительных постов, считает Сергей Бурцев, создавать не стоит: все решит скорость проезда — как покажет навигатор, так люди и будут двигаться.
Муниципальный депутат и экономист Дмитрий Гарматюк согласен с тем, что проблема транзитного транспорта для Краснодара стоит остро. Больше всего это чувствуется в летнее время, когда нагрузка на существующие трассы возрастает в разы.
«Главная проблема — время. В последние годы на прокладку федеральных дорог и обходов городов выделяются значительные средства, но мы видим, как затягиваются сроки строительства. А они нужны "уже вчера". Посты при этом для въезда не нужны, транзитный транспорт сам заинтересован не въезжать на территорию Краснодара»,— сказал Дмитрий Гарматюк.
По словам экономиста, рост Краснодарской агломерации и края в целом накладывается на расширение портов Новороссийска, Тамани и Темрюка. Без развития подъездных путей их развитие ограничено, поэтому Краснодару остро необходимо завершение Дальнего Западного обхода, который разгрузит северо-западную часть города.
«Достигнута договоренность с Росавтодором о проектировании и прокладке недостающей части обхода Краснодара — это соединение двух федеральных автомобильных дорог: Краснодар — Темрюк и Краснодар — Новороссийск».
Общественник и урбанист Мирослав Валькович считает, что следует разграничивать понятия транзитного и маятникового трафиков. Если первый — это когда, условно, из Москвы в Крым или Новороссийск едут через Краснодар, то второй — это когда жители города и пригорода ежедневно совершают рабочие поездки. Природа, по словам собеседника, у этих понятий разная, и, как следствие, разные решения проблемы.
«Чем больше транспортных обходов города, тем лучше, причем как для жителей, так и для транзитников. Кроме того, у нас планируется внедрение так называемого грузового каркаса. Что касается прокладки Южного обхода, решение действительно важное, но оно в основном носит местный характер»,— считает эксперт.
Мирослав Валькович обращает внимание на то, что закольцовка потребует строительства дополнительных мостовых сооружений, различных переходов, притом что в самом Краснодаре явно не хватает путепроводов на наиболее острых участках, в том числе через Кубань и железную дорогу. «Южный обход будет проходить в основном по территории Адыгеи и касаться разгрузки федеральных трасс, что мало отразится на самой ситуации в Краснодаре. Жители пригорода просто будут быстрее доезжать до городских заторов»,— считает урбанист.
Он также напоминает, что еще в 2018 году власти презентовали проект реализации Восточного транспортного коридора, который должен был связать центр и М4 «Дон» со строительством нескольких путепроводов через железную дорогу (в створе улиц Шевченко, Лизы Чайкиной и пр.). Это разгрузило бы в том числе Северные мосты. «Но пока что-то забуксовало. Насколько мне известно, с одной стороны, идет процесс разделения зоны ответственности между городом и краем, с другой — решаются земельные и юридические вопросы по изъятию участков»,— говорит господин Валькович.
Расстановка приоритетов
Мирослав Валькович обращает внимание на то, что не только жители пригородов Краснодара приезжают в город на работу, но и огромные промышленные и логистические комплексы строятся в пригородах, куда ездят сотрудники, проживающие в различных спальных микрорайонах.
«Такую маятниковую миграцию физически невозможно переварить автомобильным спросом. Единственный выход — магистральный вид общественного транспорта "Наземка" (городская электричка) с высокой провозной способностью, размещенного вне уличной дорожной сети. О "Наземке" также говорил Андрей Алексеенко, тем более он лично от лица администрации края еще в 2019 году входил в рабочую группу по данному вопросу. Но опять же, тут вопрос краевых властей (поскольку речь идет про агломерацию в целом) и другой — уже федеральной структуры — РЖД»,— напомнил урбанист.
Сергей Бурцев поддерживает мнение Мирослава Вальковича в части необходимости развития сети и внутри города — продления трамвайных путей по улице Московской, ветки в ГМР и Восточно-Кругликовский микрорайон, а также проекта «Наземка».
Кроме того, эксперт напомнил, что недавно был запущен восточный железнодорожный обход Козырьки — Гречаная, что позволило разгрузить краснодарский узел, по разным оценкам, от 40% до 50% грузового транзитного трафика в южном направлении. Освободившаяся инфраструктура может прекрасно использоваться уже в интересах внутри агломерационных перевозок.
«В принятом генеральном плане города заложено много важных транспортных узлов, в том числе объездных. Но в условиях ограниченных ресурсов нужно расставить верные приоритеты, на мой взгляд, это, во-первых, развитие общественного транспорта (прежде всего магистрального и внеуличного), во-вторых, реализация проектов, увеличивающих связанность между районами»,— считает господин Валькович.
Депутат Алексей Бердников считает, что в перспективе необходимо строить большие логистические центры на въездах в город, где будут выгружаться и складироваться грузы. В ночное время небольшой тоннажности грузовой транспорт мог бы доставлять эти грузы поставщикам. Также, по словам депутата, необходимо разработать маршруты движения грузового транспорта и обозначить время его движения в основном в ночное время, организовать перехватывающие парковки для легкового и грузового транспорта.
Также, по мнению Алексея Бердникова, нужен пересмотр ГОСТов по ширине улиц. В частности, сужение ширины улиц необходимо для того, чтобы грузовой транспорт большой тоннажности не смог двигаться по ним.
«Необходимо создать интеллектуально-транспортную систему. Это большой проект, который готовит дума и администрация Краснодара. В рамках данного направления будет урегулирована организация движения в городе: пешеходов, общественного, грузового транспорта, средств индивидуальной мобильности (каршеринг, самокат, велосипед) и легкового транспорта, будет автоматизировано светофорное хозяйство, развиваться общественный транспорт, управление общим трафиком движения»,— повел итог депутат.
Все важнейшие новости Кубани, Крыма и Адыгеи читайте в нашем Telegram-канале