Бальнеология и сифилис

В 1874 году в московской типографии Мамонтова, специализировавшегося на издании книг для детей и их родителей, вышла книга «Сифилис и его лечение при помощи кавказских минеральных вод д-ра С. Смирнова, бывш. дир. Кавк. минер. вод». Она оказалась популярной и еще три раза до конца века переиздавалась, со второго издания под названием «Сифилис и его лечение при Кавказских минеральных водах».

Исчезнувшее из названия одно слово — «помощи» кардинально меняло смысл заголовка книги. Вылечить сифилис при помощи минеральных вод невозможно в принципе. Большинство докторов того времени это уже прекрасно понимали, но те из них, кто работал на бальнеологических курортах, продолжали лукавить по понятной причине.

На курортах они лечили сифилис единственными пригодными для этого в те времена средствами — ртутными препаратами и водными растворами йодистого натрия в концентрации от 2% до 5%. Только в 1909 году появился мышьяксодержащий препарат 606 (торговое название «Сальварсан») для лечения сифилиса с высокой клинической активностью, а в 1940-е годы — еще более эффективные антибиотики пенициллинового ряда.

Природные йодистые минеральные воды содержат на порядок меньше йода — 5 мг/л, то есть 0,5%. На Кавказских Минеральных Водах и такой воды нет, но никто не запрещал врачам на курортах с другими типами минвод добавлять в них йод.

К тому же лечение ртутными препаратами в условиях курорта при поддерживающей иммунные силы организма спа-терапии давало неплохие результаты, во всяком случае, они в известной мере купировали последствия неизбежных при таком способе лечения побочных эффектов меркуризации организма, то есть сублетального отравления ртутью.

Например, негласным, точнее громко не афишируемым профилем популярного в Западной Европе бальнеологического курорта в Ахене был именно сифилис. Ахенские воды были горячими кисло-серными с низким, на уровне микроэлемента содержанием йода. Точно такой же источник теплых серных вод близ Константиновской крепости был известен русским врачам c екатерининских времен, а в 1809 году доктор Гааз на горе Машук обнаружил еще три горячих сернистых ключа и один на Бештау, то есть на Кавказских Минводах были вполне ахенские условия для лечения сифилиса.

Но за полгода до выхода книги Смирнова в Санкт-Петербурге вышла монография докторов Льва Бертенсона и Николая Воронихина «Минеральные воды, грязи и морские купания в России и за границей», которая тоже выдержала четыре издания до 1901 года. Там среди прочего они писали: «Слава серных вод как хорошего средства против сифилиса основана на действительно успешных результатах, достигаемых в Ахене, где наряду с ваннами практикуется систематическое лечение ртутью и йодом и где имеются целесообразные лечебные приспособления. В одновременном употреблении горячих серных ванн и ртути некоторые сифилидологи видят преимущество, так как им дается возможность употреблять большее количество ртути, зато другие не только этого не признают, но даже находят, что одновременное употребление серных ванн и ртути скорее мешает влиянию последней, и если оно практикуется, то главным образом из угоды больным, глубоко верующим в целебную силу серной воды. Они полагают, что значения верного показателя и безошибочного обнаруживателя сифилиса серные воды не имеют и долго державшаяся за ними в этом смысле слава должна быть отнесена в область легенд».

Авторы были молодыми врачами, только к концу века они станут знаменитыми докторами, первый членом императорского Медицинского совета, второй основоположником петербургской школы педиатрии. Но доктор Смирнов во втором и последующих изданиях своей книги о лечении сифилиса на Кавказских Минводах название ее исправил — описывал-то он в ней как раз ахенский вариант лечения ртутными препаратами при поддерживающей терапии серными ваннами.

Вся лента