«Листвяжная» не отпустила погибших шахтеров

Трагедию на кемеровской шахте расследуют в Москве

Следственный комитет России (СКР) сделал первые выводы о причинах катастрофы на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области. К трагедии, по мнению следствия, привели допущенные руководством шахты нарушения требований промышленной безопасности и халатность сотрудников Ростехнадзора, разрешивших эксплуатацию «Листвяжной» без необходимых проверок. Трое управленцев и двое надзорщиков уже задержаны с перспективой получить до семи лет колонии. Тем временем на месте трагедии были официально завершены сначала спасательные, а затем и эвакуационные мероприятия. Перед спасателями поставлена задача найти в загазованных лабиринтах «Листвяжной» и поднять на поверхность тела 37 погибших.

Самоспасение горноспасателя Александра Заковряшина уже назвали чудом

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, два возбужденных по итогам трагедии на шахте уголовных дела переданы по распоряжению председателя комитета Александра Бастрыкина в центральный аппарат ведомства. Следствию предстоит разобраться с «нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 217 УК РФ), которое могли допустить руководители «Листвяжной», и «халатностью» (ст. 293 УК РФ), вероятно проявленной проверявшими их сотрудниками Ростехнадзора. Поскольку оба преступления имели тяжкие последствия в виде гибели 51 человека (14 тел смогли эвакуировать из шахты накануне), будущим фигурантам уголовных дел при неблагоприятном для них раскладе грозят сроки до семи лет лишения свободы.

Обвиняемых в уголовных делах, как следует из сообщения СКР, пока нет, однако следователи уже задержали для допросов директора шахты Сергея Махракова, его первого заместителя Андрея Молостова и начальника участка «Листвяжной», на котором произошел пожар, Сергея Герасименка. В субботу следствие предъявит им соответствующие обвинения и обратится в суд с ходатайствами об их арестах.

Стоит отметить, что имеющиеся данные о главном подозреваемом, Сергее Махракове, принципиально разнятся.

Официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль в своем Telegram-канале заявил, что в текущем году на шахте под руководством задержанного было выявлено 914 нарушений и за это работу «Листвяжной» приходилось девять раз приостанавливать. При этом владеющая шахтой холдинговая компания СДС на своем сайте, наоборот, поздравила Сергея Махракова с престижной победой на областном конкурсе «Кузбасс — угольное сердце России», в котором его признали лучшим по итогам 2021 года директором шахты.

Какая из оценок деятельности управленца была ближе к истине, покажет следствие, однако уже сейчас можно говорить о том, что все выявленные сотрудниками Ростехнадзора нарушения показались им не столь существенными и они все же разрешили эксплуатацию «Листвяжной». Сейчас следствие проверяет курировавших безопасность на шахте инспекторов Беловского территориального управления Ростехнадзора Сергея Винокурова и Вячеслава Семыкина. По версии ГСУ СКР, выполняя последнюю проверку шахты всего за несколько дней до трагедии, они подписали акты, вообще не осматривая штрек, в котором 25 ноября погибли люди.

Шахта «Листвяжная» и ее владелец

25 ноября произошло ЧП на угольной шахте «Листвяжная» в Кемеровской области. При пожаре пострадали десятки горняков, несколько человек погибли. Что известно о шахте и ее владельцах — в справке “Ъ”.

Угледобывающее предприятие ООО «Шахта "Листвяжная"» находится в Беловском районе Кемеровской области, отрабатывает запасы Егозово-Красноярского угольного месторождения. Шахта получила нынешнее название в 2002 году, до этого называлась «Грамотеинская» (с 1956 года) и «Инская» (с 1972 года). Производственная мощность шахты составляет 5,2 млн тонн угля в год. По данным сервиса «Картотека.ру», ее выручка в 2020 году составила 9,4 млрд руб., чистая прибыль — 836,7 млн руб. На шахте работает более 1,7 тыс. человек. Директор с февраля 2019 года — Сергей Махраков.

С 2011 года шахта входит в состав АО ХК «СДС-Уголь». Компания зарегистрирована в 2006 году, является отраслевым холдингом компании «Сибирский деловой союз». «СДС-Уголь» входит в тройку крупнейших угольных предприятий России по объемам добычи: в январе—июле 2021 года она составила 11,14 млн т. Всего под управлением компании находятся две шахты, три разреза, три обогатительные фабрики и ряд сервисных предприятий. Штат суммарно составляет около 8 тыс. человек.

В 1981 и 2004 годах на шахте произошли две крупные аварии. В первой из-за взрыва метана погибли пять человек, причиной стало короткое замыкание. В 2004 году при взрыве смеси метана погибли 13 человек. Следствие установило, что в шахте были нарушены правила проветривания. В 2006 году суд приговорил к условным срокам девять инженерно-технических работников шахты.

Тем временем на месте произошедшей трагедии утром в пятницу произошло событие, которое врио главы МЧС России Александр Чуприян назвал «чудом».

На поверхность самостоятельно вышел один из шестерых уже объявленных погибшими и даже награжденных орденами Мужества посмертно горноспасателей.

Заместитель командира взвода, участвовавшего в операции на «Листвяжной», Новокузнецкого горноспасательного отряда Александр Заковряшин надышался угарным газом и сильно замерз, проведя ночь в шахте, однако все это время, по его словам, не прекращал «борьбу за жизнь». Мужественного спасателя направили в Центр охраны здоровья шахтеров в Ленинске-Кузнецком для обследования, однако, по словам врачей, уже сейчас можно говорить о том, что жизнь господина Заковряшина вне опасности.

Ваш браузер не поддерживает видео

В результате жертвами «Листвяжной» стали 46 шахтеров и пятеро горноспасателей. Представители МЧС и региональной власти официально заявили, что найти живых в шахте надежды больше нет и масштабные мероприятия, изначально заявленные как спасательные, продолжились уже как эвакуационные. Горноспасатели прекратили свои попытки провентилировать разветвленную на 40 км подземную сеть «Листвяжной», выгнать из нее скопившийся метан и взять забои штурмом, чтобы найти в них и вытащить наружу пострадавших шахтеров. План дальнейших действий губернатор Кузбасса Сергей Цивилев назвал «изоляцией горных выработок», хотя, по сути, он напоминал, скорее, консервацию места трагедии.

По словам главы региона, три отделения горноспасателей должны будут заблокировать со всех сторон участок шахтных выработок, в котором, предположительно, остались тела погибших.

После организации блокады закрытый со всех сторон участок шахты, согласно заявленному плану, будет «естественным образом» заполняться метаном до тех пор, пока его концентрация не достигнет безопасного значения в 20%. На это, по мнению Сергея Цивилева, потребуется 257 тыс. куб. м газа, а процедура заполнения займет около трех суток. «После истечения этого времени будет принято дальнейшее решение о спасательных работах на шахте»,— заявил Сергей Цивилев.

Фотогалерея

ЧП на шахте «Листвяжная»

Смотреть

Опрошенные “Ъ” специалисты назвали принятое решение профессиональным и единственно правильным в сложившихся условиях. По словам экспертов, метан опасен лишь в концентрациях от 5% до 15%, а взрыв максимальной силы с выделением температуры более 2 тыс. градусов дает содержание метана в воздухе 9,5%. Поскольку метан в забоях «Листвяжной» интенсивно выделяется естественным путем, его количество в заблокированном забое достигнет безопасных значений без помощи извне, а выйти наружу опасному газу не позволят организованные спасателями из бревен и бетона перемычки-шлюзы. Для входа в зону и выхода из нее поисковикам придется довольно быстро открывать и сразу закрывать за собой двойные двери, чтобы не снизить безопасную концентрацию.

Сложность предложенного метода, как полагают эксперты, заключается в том, что никто пока не знает, в каком состоянии находятся штреки и насколько они пострадали от уже произошедших метанового взрыва и пожара.

Если на пути спасателей окажутся завалы, расчищать их придется исключительно вручную, да еще и не снимая кислородно-изолирующие приборы, в которых трудно дышать даже во время обычной ходьбы.

Как пояснил “Ъ” председатель Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев, сейчас для всех главное — дать возможность родственникам шахтеров похоронить их на кладбище, а не «получить стелу». Господин Сергеев, сам в прошлом опытный горняк, напомнил, что, например, горнорабочих, погибших на шахте имени Шевякова под Междуреченском в 1992 году или на шахте «Северная» под Воркутой в 2016 году, так и не смогли вытащить из-под завалов. Предположительные зоны гибели людей пришлось рассчитывать по сохранившимся топокартам и геологическим разрезам разрушенных шахт, проецировать их на поверхность земли и в этих местах ставить мемориалы с фотографиями и фамилиями погибших. Возле этих обелисков родственники шахтеров до сих пор поминают их.

Сергей Машкин

Вся лента