За нашу соседскую родину
Киев ждет войну с Россией, а Москва — пересмотра политики Запада на украинском направлении
Россия и Запад оказались в ситуации, когда начался обратный отсчет до старта процесса, который МИД РФ назвал «выправлением военно-стратегического баланса». Хотя в Киеве уверены, что Москва готова к активным действиям, включая военные, события, несмотря на жесткую риторику, пока не приняли необратимый характер. Возможна ли разрядка, станет ясно на следующей неделе — после анонсированного разговора президентов РФ и США Владимира Путина и Джо Байдена.
После того как Владимир Путин 1 декабря заявил о необходимости договориться с США и Западом в целом о взаимных юридических гарантиях безопасности, спокойнее не стало. Москва максимально высоко подняла ставки в геополитической игре с западными партнерами и НАТО. «Подчеркнуто, что игнорирование законных озабоченностей России, втягивание Украины в геополитические игры США на фоне развертывания сил НАТО в непосредственной близости от наших границ будут иметь самые серьезные последствия, вынудят принять ответные меры для выправления военно-стратегического баланса. Альтернативой этому могли бы стать долгосрочные гарантии безопасности на наших западных рубежах, что следует рассматривать как императивное требование»,— сообщил МИД РФ после встречи Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена в Стокгольме 2 декабря.
В Киеве это восприняли как однозначную угрозу. Там с уверенностью говорят о практически неминуемом масштабном конфликте с Россией. Такие опасения 3 декабря высказал министр обороны республики Алексей Резников, выступивший перед депутатами Верховной рады.
«Вероятность масштабной эскалации со стороны России существует. Наиболее вероятным временем достижения готовности к эскалации будет конец января»,— предупредил господин Резников.
Он сообщил, что численность войск РФ у российско-украинской границы и в Донбассе насчитывает 94,3 тыс. человек. Министр добавил: чтобы подорвать обороноспособность республики, «противник использует серию невоенных мероприятий» — информационных, экономических и энергетических.
На Украине также опасаются «гибридной атаки» со стороны Белоруссии, оружием в ходе которой выступят мигранты. «После де-факто аншлюса Беларуси у нас появилось дополнительно более тысячи километров границы, которые нужно защищать, особенно в зимний период»,— сказал министр Резников.
О том, что белорусское руководство может позволить РФ «использовать свою территорию для организации вторжения», также высказался в интервью латышскому изданию Sargs.lv глава МИД Украины Дмитрий Кулеба. «Россия поглощает Беларусь сантиметр за сантиметром. Мы это видим четко»,— заявил он.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко ничего не делает для того, чтобы эти опасения Киева развеять.
В интервью «РИА Новости» он заверил: если «Россия окажется перед агрессией со стороны Украины», Минск поддержит РФ — экономически, юридически, политически. «Я буду делать все для того, чтобы Украина стала нашей»,— добавил он. Помимо этого, белорусский лидер указал на «де-юре» принадлежность Крыма России и заявил о готовности при необходимости обратиться к Москве с предложением разместить в Белоруссии ядерное оружие (см. “Ъ” от 2 декабря).
Украинская сторона на угрозы отвечает заявлениями о подготовке к противостоянию. Алексей Резников анонсировал, что в 2022 году Украина будет наращивать возможности вооруженных сил.
«Среди приоритетов — ракетная программа и развитие возможностей флота»,— отметил министр.
Он рассказал, что Украина приступает к строительству военно-морских баз в Бердянске и Очакове в рамках договоренностей с Великобританией. Напомним, что Лондон ранее решил выделить Киеву на эти цели кредит на сумму до 1,7 млрд.
Украинские власти рассчитывают на помощь Запада. В четверг, участвуя в заседании глав МИДов стран—членов ОБСЕ в Стокгольме, Дмитрий Кулеба рассказал о «трех направлениях» комплексного пакета сдерживания РФ, который он обсуждает с коллегами из других стран. «Первый (пункт.— “Ъ”): четкая коммуникация с Россией по всем каналам — открытым и закрытым — про то, что военная операция на территории Украины будет иметь для нее непоправимые последствия»,— сказал дипломат.
Второе направление предполагает разработку пакета санкции, который будет «молниеносно применен в случае, если Россия прибегнет к военной операции». «Это будут санкции очень тяжелые для нее экономически»,— предупредил министр. Третье направление заключается в углублении военно-технического сотрудничества Украины с ее партнерами.
На Западе выражают поддержку не только словами, но и деньгами.
Накануне Совет ЕС пошел на беспрецедентный, как его охарактеризовал Алексей Резников, шаг — выделил Украине €31 млн на укрепление обороноспособности. В тот же день президенты Литвы, Польши и Украины Гитанас Науседа, Анджей Дуда и Владимир Зеленский в совместном заявлении призвали международное сообщество усилить санкции в отношении РФ. С таким же призывом выступила американская газета The Wall Street Journal. Ограничения, пишут авторы публикации, нужно ввести в отношении госдолга и госбанков РФ, а также энергетических, горнодобывающих и металлургических компаний. Кроме того, нужно отказаться от запуска газопровода «Северный поток-2». НАТО же, считает издание, должно увеличить численность войск в Польше и отправить советников и инструкторов на Украину.
Некие шаги Белый дом уже готовит. Президент США Джо Байден в пятницу заявил о разработке «наиболее всеобъемлющего и значительного набора инициатив», призванных максимально затруднить для России реализацию возможного агрессивного сценария действий в отношении Украины. «Инициативы направлены на то, чтобы сделать для Путина очень, очень трудным то, что он (как опасаются люди) может сделать»,— уклончиво сказал господин Байден.
Тем временем заявления российской стороны демонстрируют решительность Москвы в отстаивании своих интересов.
Помощник президента РФ Юрий Ушаков в пятницу подчеркнул: «Мы на своей территории имеем право войска подвигать, но ни о каком нагнетании речи не идет». При этом пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков накануне признал: вероятность боевых действий на Украине высока. «Мы в целом видим достаточно, наверное, даже агрессивную, можно сказать, риторику со стороны украинских властей. Мы видим повышение интенсивности провокационных действий на линиях соприкосновения (в Донбассе.— “Ъ”)»,— пояснил он.
Впрочем, судя по заявлениям Владимира Путина и российского МИДа, Донбасс Москву волнует, но теперь не в первую очередь. Акцент сделан на том, чтобы остановить дальнейшее расширение НАТО на восток и сотрудничество альянса с теми странами постсоветского пространства, с которыми у блока сейчас наиболее продвинутые отношения. Это в первую очередь Украина и Грузия.
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин уверен: формулировку о намерении выправить военно-стратегический баланс следует понимать как готовность Москвы действовать максимально жестко. «Россия пойдет на радикальные шаги военного характера, чтобы обеспечить свою безопасность в ситуации, когда территория Украины осваивается альянсом, даже если Украина формально членом НАТО не является. В меньшей степени это касается и Грузии»,— сказал эксперт “Ъ”.
Василий Кашин считает, что шаги РФ могут включать как меры военного строительства на российской территории и на территории Белоруссии, так и поддержку в военном плане республик Донбасса.
Бывший замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Степан Гавриш также придерживается мнения, что эскалация реальна: «Угроза военных действий на территории Украины достаточно высока. Если исходить из результатов встречи между Блинкеном и Лавровым, есть понимание, что Москва пошла в наступление на Запад, выдвинула ультиматум Вашингтону».
Заявление МИД РФ о том, что Москва будет вынуждена выравнивать военный баланс, господин Гавриш трактует как «готовность России провоцировать нестабильность не только вокруг границ Украины, но и во всем мире». В том, что Запад и Россия в итоге могут прийти к компромиссу, он сомневается. «Россия не предлагает договориться посредине, а предлагает договориться в той точке, где США не могут остановиться,— полагает он.— Речь о подписании "Ялты-2", что предполагает не просто обязательство НАТО не продвигаться на восток, а отказ от размещения ракет средней дальности в Европе и от силового движения к границам России».
Василий Кашин думает, что компромисс все же возможен. Отметив, что руководители стран НАТО неоднократно говорили о недопустимости ситуации, при которой Россия может иметь право вето на сотрудничество той или иной страны с альянсом, эксперт не исключил, что, «столкнувшись с реально серьезным и опасным кризисом они могут аккуратно эту позицию подкорректировать». Соглашение об общих правилах игры, считает он, в общих интересах.
Украинские власти исключают возможность подобного компромисса и заявляют о том, что не свернут с пути в Североатлантический альянс. «Украина категорически отказывается от любых обязательств отказаться от своего вступления в НАТО и любых других "гарантий", требуемых Россией»,— заявил Дмитрий Кулеба, чьи слова в пятницу передало AFP. Впрочем, Москва, предлагая соглашение о гарантиях безопасности в Европе, обращалась вовсе не к Киеву. И это существенно повышает ожидания от предстоящего на будущей неделе разговора Владимира Путина и Джо Байдена.