Зеленые инвестиции
Экологическая обстановка в Пермском крае за последние 10 лет заметно улучшилась — годовой объем вредных выбросов в атмосферу уменьшился более чем на 50 тыс. тонн, а сброс сточных вод сократился в два раза. Этому во многом способствовало то, что промышленные предприятия стали вкладывать больше средств в повышение экологичности своего производства, а также начали проводить собственные природоохранные акции и поддерживать инициативы экоактивистов. По словам экспертов, со стороны компаний и властей в этом направлении проведена большая работа, теперь для закрепления и улучшения эффекта необходимо сформировать экологическую культуру у населения.
За последнее десятилетие в Прикамье значительно уменьшился объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Как следует из ежегодных докладов краевого минприроды «О состоянии и об охране окружающей среды Пермского края», если в 2010 году этот показатель составлял 333,7 тыс. тонн, то в 2020-м он снизился до 280,7 тыс. тонн. Сброс сточных вод в водоемы региона за это время сократился с 2373,6 до 1069,8 млн куб. м. При этом один экологический показатель все же ухудшился — объем образования отходов производства и потребления по краю за десять лет увеличился с 39,8 до 47,84 млн тонн.
Ранее в министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края сообщали, что ожидают нарастания тенденции снижения выбросов вредных веществ в регионе, так как предприятия Прикамья будут все больше инвестировать в природоохранную сферу. Положительная динамика в этой части также подтверждается статистикой: инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в регионе выросли с 1,9 млрд руб. в 2010-м до 5,3 млрд руб. в 2020 году.
Сегодня предприятия края реализуют самые разные экологические проекты. Некоторые из них активно инвестируют в повышение экологичности собственного производства. Например, ГП «Пермская целлюлозно-бумажная компания» (ПЦБК) за последние четыре года вложила 67,7 млн руб. в модернизацию очистных сооружений и строительство локальных систем очистки в цехах. На эти средства на предприятии была установлена современная система аэрации, реконструированы первичные и вторичные отстойники и так далее. За счет этого ПЦБК за четыре года удалось снизить показатель химического потребления кислорода на 40%, биологического потребления кислорода — на 42%, сброс взвешенных веществ — на 10%.
Кроме того, сегодня производство ПЦБК на 60% работает на макулатуре, объем ее переработки на предприятии возрос до 300 тыс. тонн в год. Сырье ПЦБК закупает на аукционах, проводимых федеральными и региональными торговыми сетями, а также принимает макулатуру, собранную населением. С 2017 года ПЦБК реализует проект «Экодесант»: более чем в 500 учреждениях и организациях установлены «экопаки» — специальные контейнеры для макулатуры, которую потом предприятие забирает на переработку. В 2019 году проект вышел на федеральный уровень, и сейчас реализуется в 13 регионах страны.
Предприятие «Горнозаводскцемент» (входит в группу производителей цемента, объединенных брендом AKKERMANN cement) с конца 2019 года работает над частичным переходом с природного газа, который использует в своем производстве, на альтернативное топливо из древесных отходов. В радиусе 60 км от предприятия будут собираться опилки и горбыль, затем их будут измельчать, просушивать до влажности 10% и дозированно подавать в клинкерные печи. Запустить оборудование для перехода на альтернативное топливо «Горнозаводскцемент» планирует во II полугодии 2022 года. В общей сложности в год будет перерабатываться 150 тыс. тонн отходов деревообработки. Объем инвестиций в проект составляет 450 млн руб. В компании ожидают, что использование отходов в качестве альтернативного топлива позволит организовать обращение с ними в соответствии с законом и улучшить экологическую обстановку в Горнозаводском городском округе.
На пермских предприятиях «Нестле» — филиале ООО «Нестле Россия» и фабрике по производству готовых завтраков ООО «Сириал Партнерс Рус» в ноябре 2020 года завершилось строительство очистных сооружений, обеспечивающих полный цикл очистки промышленных вод производственных площадок. Объем инвестиций — 426 млн руб. За последние десять лет пермским филиалам удалось также сократить потребление тепловой и электрической энергии на 43% и воды на 62% на тонну готовой продукции. Кроме того, оба филиала отказались от захоронения отходов. До конца 2021 года предприятия, как и другие фабрики «Нестле» в России, планируют перейти на использование электроэнергии из возобновляемых источников. К 2025 году продукция всех компаний холдинга будет расфасовываться только в пригодную для переработки или повторного использования упаковку.
Ряд компаний сделали частью своей корпоративной культуры различные экологические акции. Например, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» ежегодно пополняет водоемы Прикамья ценными породами рыбы — стерлядью, судаком и щукой. В 2021 году для зарыбления была выбрана стерлядь. В течение лета компания выпустила в Каму около 90 тыс. мальков. «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» также каждый год организует работу волонтеров, которые приводят в порядок территорию вокруг источника Трифона Вятского в Нижних Муллах, проводит озеленительные акции «Дети и ЛУКОЙЛ за экологию», «Город нефтяников — город цветов» и другие.
Сбербанк с 2012 года организует в разных регионах, в том числе в Пермском крае, «Зеленый марафон», цель которого — привлечь внимание жителей страны к проблемам экологии и пригласить их участвовать в беговых и экологических инициативах. В рамках марафона проходят и другие экологические мероприятия, например акция по высадке деревьев.
В Прикамье есть также пример экологической коллаборации активистов, властей и бизнеса — проект «Зеленое кольцо», в рамках которого запланировано комплексное благоустройство береговых территорий малых рек Перми — Егошихи и Данилихи. Проект включен в перечень ключевых мероприятий к 300-летию Перми. Компании здесь в основном выступают в роли инвесторов. Так, Сбербанк выделил средства на разработку проектно-сметной документации проекта. Компания «СИБУР» оказывает поддержку в обустройстве Серебрянского парка, расположенного на Данилихе. «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» финансировала создание экотропы в месте впадения реки Стикс в Егошиху.
Аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Калачев поясняет, что сегодня крупные компании, которые имеют выходы на глобальные рынки, просто не могут не поддерживать экологические инициативы. «Во-первых, внутри таких компаний, как правило, приняты стратегии устойчивого развития и программы ESG — экологического, социального и корпоративного управления. Без этого серьезные партнеры не будут с ними сотрудничать. Во-вторых, сейчас все большую важность приобретают экологичность продукции и сокращение углеродного следа. Нынешний потребитель обращает на это внимание при выборе товара или услуги и скорее сделает выбор в пользу той компании, где эти моменты учтены. В-третьих, сегодня это важно и на рынке ценных бумаг — акции компании, которая не уделяет внимания вопросам экологии, могут и не купить. Конечно, сами корпорации в последние годы тоже стали больше осознавать свою социальную роль в регионах присутствия, но и с точки зрения успешного ведения бизнеса варианта поступать иначе у них уже просто нет»,— подчеркивает эксперт.
По словам председателя Пермского городского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Зои Ильинской, поддержка крупных компаний очень значима для экоактивистов. «Без нее нам было бы гораздо труднее реализовывать наши проекты. Конкретно наша организация сотрудничает с „СИБУРом“, пермскими филиалами „Нестле“ и „Хенкель“. „СИБУР“ поддерживает нас финансово — мы дважды выигрывали грант компании на обустройство территории долин малых рек. „Нестле“ и „Хенкель“ бесплатно предоставляют свою продукцию, которую мы используем в качестве призов для участников наших акций — поощрение в нашем деле тоже немаловажно. Предприятия также оказывают нам информационную поддержку и собирают волонтеров для наших акций»,— поделилась госпожа Ильинская.
Руководитель организации отмечает, что власти и предприятия сегодня ведут большую работу по улучшению экологической обстановки в регионе и его столице, однако у населения пока не выработана необходимая культура. «Основной урон природе сейчас наносят сами люди. Разбросанный ими мусор стал нашей главной проблемой. Здесь требуется серьезная просветительская работа в разных форматах. До молодежи можно доносить информацию через соцсети, например популярный сегодня „ТикТок“, до старшего поколения — через какие-то массовые мероприятия. Плюс опять же можно придумать какие-то поощрения. При этом нужно, чтобы эта просветительская работа проводилась не эпизодически, а планомерно и была скоординированной. У нас так, к сожалению, пока не получается. Есть немало экологических организаций, но все они как-то разрозненны. Наверное, объединить всех не так просто, но думаю, что со временем это будет сделано. Если развивать эту связку „активисты — власти — компании“ и работать в ней, то можно добиться нужного эффекта»,— считает Зоя Ильинская.