Берегись автомобиля
Дефицит привел к накруткам цен на авторынке
Дефицит стал ключевой проблемой уходящего года для авторынка. Уйдет ли нехватка машин с боем курантов и сможет ли потребитель в новом 2022 году уезжать из автосалонов без внушительных переплат дилеру, разбирались «Деньги».
Предварительные итоги продаж текущего года на авторынке внушают оптимизм его участникам: по итогам первых десяти месяцев 2021 года продажи новых машин выросли на 10,5% по сравнению с прошлым годом, до 1,3 млн единиц. Аналитики «Автостата» прогнозируют, что по итогам года увеличение может достигнуть почти 10% и рынок переедет отметку свыше 1,7 млн. Но столь заметный скачок продаж на самом деле имеет зыбкую почву. Во-первых, он связан с низкой базой прошлого, пандемийного года, когда, напомним, весной центры автодилеров вообще оказались закрытыми. Во-вторых, даже при такой динамике роста рынок новых автомобилей не превысит показатели 2019 и 2018 годов, когда продажи достигали 1,75 млн и 1,8 млн единиц соответственно. В «Автостате» убеждены, что продажи новых автомобилей в России в текущем году могли бы легко достигнуть отметки в 2 млн единиц и, таким образом, стать рекордными за последние шесть лет. Если бы не дефицит.
«Вас много, а я один»
Впервые российский потребитель с удивлением в конце осени прошлого года обнаружил, что, придя в автосалон, нельзя сразу же уехать на машине популярной модели и комплектации. Тогда казалось, что такое вроде бы забытое с советских времен понятие, как дефицит,— это временное явление и оно исчезнет сразу после наступления нового 2021 года.
Но, увы, нехватка машин прочно закрепилась на российском авторынке в уходящем году. Продавцы вспомнили «тучные» годы конца 2000-х, когда покупатели чуть ли не вступали в рукопашную схватку за приглянувшийся в автосалоне автомобиль. Однако в 2021 году ситуация развивалась по несколько другому сценарию: сильно пострадавшие от локдаунов и порой находившиеся на грани банкротства дилеры вдруг поняли, что наступил «рынок продавца». Они нашли способ поднимать цены на востребованные авто, например, за счет накручивания «допов» — дополнительного оборудования, продавать которое по завышенной цене оказалось возможным с помощью юридических уловок.
Брать или не брать
Точно можно сказать одно — дешеветь автомобили не будут. Но покупать любой товар на «рынке продавца» есть смысл, только если он вам реально нужен — именно как товар, а не как способ вложения средств. Если ваш старый автомобиль работоспособен и ремонтопригоден, сейчас лучше остаться с ним.
Универсального совета, где и как лучше купить новую машину, нет. Нужно садиться на телефон, обзванивать всех дилеров в области ваших интересов, и не по одному разу. В идеале — найти такого, по которому есть прецеденты удачного взаимодействия ваших друзей или знакомых. Но и это не гарантирует, что на заказанный вами автомобиль без вашего ведома не поставят защиту картера за 300 тыс. руб. И сделать с этим вы ничего не сможете — настоящие юридические обязательства у дилера возникают в момент подписания договора купли-продажи, то есть когда цена машины и оборудования известна и оглашена. А вся «спекуляция» происходит до заключения договора. А «не хотите — не берите».
Четкие тенденции по дефициту авто по конкретным маркам и моделям уловить сложно. Сегодня у одного производителя, скажем, АвтоВАЗа, дефицит комплектующих — и он задерживает поставки. А завтра «Грант» и «Вест» будет достаточно, но встанут конвейеры той же «Шкоды», и эти машины станут более дефицитными. В среднем время ожидания нового автомобиля — от двух до шести месяцев. В наличии встречаются обычно машины не самых популярных марок — например, легковушки Peugeot/Citroen. Особенно долго — до года — ждать те модели, на которые есть спрос из-за их модности и актуальности — к примеру, Land Rover Defender или Toyota Land Cruiser 300.
Причины дефицита авто в ближайший год не исчезнут, потому что их слишком много, а также из-за инерционности автомобильного бизнеса как такового. Нехватка полупроводников постепенно устраняется, пик кризиса пройден, но из-за инерционности автомобильного бизнеса пройдет минимум полгода-год, прежде чем их поставки нормализуются. С магнием все сложнее: мировое сообщество давит на Китай с тем, чтобы снизить использование неэкологичного угля в промышленности. Он снижает, но в итоге — энергетический кризис и остановленные энергоемкие производства, например производство магния. Чтобы «откатить назад», нужна политическая воля, а это редкость в наше время.
Оказалось, что в автосалоне дилер вполне может накрутить дополнительные 20–30% к установленной автопроизводителем рекомендуемой розничной цене (РРЦ): скажем, в массовом сегменте при объявленной производителем цене в 1 млн руб. авто в уходящем году легко выставлялось за 1,5 млн руб., в премиуме при изначальных 7 млн руб. машина легко предлагалась дилерами за 9–10 млн руб. «Дилерская накрутка в текущем году оказалась в основном замаскирована в навязанном дополнительном оборудовании, цены на которое не имеют ничего общего с реальностью: например, коврики в салон за 200 тыс. руб. или фирменная кепка за 10 тыс.,— говорит Никита Гудков, заместитель главного редактора журнала "За рулем".— Плюс навязывают финансовые продукты — кредит, трейд-ин. Сейчас, если вы отделаетесь доплатой в 50–100 тыс. руб., вам очень повезет. На массовые машины накрутка обычно лежит в пределах 200–700 тыс. руб. На премиум-марки легко достигает нескольких миллионов рублей. Автопроизводители ситуацией тоже пользуются: почти все за этот год подняли рекомендуемые розничные цены на величину от 10% до 20–25%. То есть порой в два-три раза больше реальной инфляции».
Увы, острая нехватка автомобилей продолжается и в конце текущего года. Причем по рядку марок ситуация не только не улучшилась, но усугубилась. Об этом, в частности, говорят результаты конца осени: здесь наблюдается сильное падение продаж у почти всех лидеров авторынка, которое объясняется в первую очередь нехваткой машин на складе. Так, по итогам октября на 31% по сравнению с октябрем прошлого года упали продажи у АвтоВАЗа (до 25,5 тыс. единиц), на 24% — у Kia (16 тыс.), на 36% — у Renault (9,1 тыс.), на 45% — у Skoda, на 52% — у Volkswagen (см. график 2). «Самые популярные автомобили в доступных вариантах исполнения — основные жертвы дефицита на российском автомобильном рынке,— говорит Андрей Кузин, финансовый директор "СберАвто".— Спрос на них значительно превышает предложение, а цены на авто в наличии регулярно повышаются, в том числе за счет дополнительных опций. О текущем дефиците на авто говорят проценты падения продаж за октябрь по ранее самым востребованным моделям: Kia Rio и Hyundai Creta — –24%, Renault Logan — –41%, Lada Granta — –43%, Volkswagen Polo — –51%».
Гораздо лучше российских и западных автомобильных брендов с дефицитом машин справляются китайцы. По итогам октября они демонстрируют самую высокую динамику прироста именно потому, что сумели лучше конкурентов организовать поставку автомобилей к дилерам. В частности, на внушительные 199% увеличил свои продажи по итогам октября бренд Haval (до 4,8 тыс. единиц), на 175% скакнули вверх продажи Chery (до 4 тыс. единиц), на 49% увеличились продажи Geely (до 3 тыс. единиц).
Помимо укрепления китайских брендов интересные трансформации спроса на авторынке — это смещение продаж в сторону премиум-сегмента. «Интерес к автомобилям премиум-сегмента в текущем году вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,— продолжает Андрей Кузин.— В частности, за первые десять месяцев текущего года на 30% выросли продажи у Audi, на 35% — у Volvo, на 79% — у Cadillac и на 135% — у Genesis. И это логично: при выборе между авто массового сегмента, которое подорожало на десятки-сотни тысяч рублей, и маркой более высокого класса по аналогичной цене выбор падает на премиум. Например, при возросшей до 5,5 млн руб. цене Volkswagen Touareg (причем не факт, что автомобиль по минимальной рекомендуемой розничной цене сейчас можно найти у кого-то из продавцов) рациональным решением будет посмотреть в сторону, например, Audi Q5, который можно приобрести примерно за 5 млн руб.».
Чипы, магний, логистика
Изначально дефицит автомобилей на рынке спровоцировал отложенный спрос: вышедшие из локдауна потребители активно пошли в автосалоны. Ну а далее начали сказываться сбои в производственных цепочках в мировом автопроме, связанные с пандемийными остановками заводов, перебоями в логистике, наконец, с нехваткой микрочипов. «Дефицит автомобилей вызван в первую очередь отложенным спросом. Когда автосалоны снова открылись после первой волны коронавируса, самые ходовые и популярные модели машин были распроданы практически моментально,— вспоминает Денис Мавланов, эксперт маркетплейса "Банкавто" (цифровая платформа РГС-банка).— Плюс к этому, нарушенные цепочки поставок привели к перебоям в производстве автомобилей по всему миру. Третьим усугубляющим фактором стал кризис полупроводников, а без электроники современные автомобили просто не собрать. Пустыми комплектациями автолюбителей не удовлетворить. Поэтому конвейеры мировых автогигантов то и дело останавливаются, дефицит авто усиливается, а очереди за ними растягиваются на многие месяцы».
Согласно подсчетам Boston Consulting Group (BCG), только в первом квартале уходящего года из-за дефицита чипов мировые автопроизводители недовыпустили примерно 1,4 млн автомобилей, во втором квартале — 2,6 млн. А по итогам третьего и четвертого кварталов, по прогнозам BCG, мировые автозаводы не смогут выпустить от 3 млн до 5 млн машин. Таким образом, из-за дефицита полупроводников в текущем году не будет выпущено от 7 млн до 9 млн автомобилей, или порядка 10% от всего мирового выпуска автомобилей.
И проблема дефицита полупроводников сейчас не единственная. Со стороны Китая на мировой автопром надвигается новая угроза, связанная с дефицитом магния. С сентября текущего года власти ряда провинций Китая в связи с новыми экологическими требованиями были вынуждены пойти на сокращение потребления электроэнергии. Последствием этого стали продолжительные отключения электричества, которые затронули предприятия, связанные с добычей и производством магния. А в КНР в настоящее время производится порядка 90% мирового объема магния, который широко используется в автомобильной промышленности. «Магний необходим для алюминиевых сплавов, которые сейчас широко используются в конструкции автомобиля,— объясняет Владислав Соловьев, президент маркетплейса по продаже автозапчастей Autodoc.ru.— Прежде всего, алюминий широко применяется в подвеске, в деталях кузова и двигателя для облегчения веса автомобилей верхнего ценового уровня и класса премиум. Так что из-за дефицита магния вполне возможны в обозримом будущем ограничения производства, а затем дефицит и подорожание, например, рычагов для Audi или BMW или капотов, крыльев и прочих кузовных деталей для Range Rover и других дорогих марок».
Не ослабляют давления на автопроизводителей и другие факторы — например, связанные с логистикой. «Сложная ситуация в логистическом звене обусловлена рядом факторов: дефицитом контейнеров (в первую очередь в Китае), что привело к значительному росту стоимости доставки компонентов и готовых авто,— говорит Артем Бадалянц, исполнительный директор маркетингового агентства "Траст Групп".— Кроме того, после снятия части ковидных ограничений резко возросла нагрузка на порты и транспортные хабы, которые не справляются с объемом поступающих грузов, что увеличивает сроки обработки и поставки в два-три раза».
Кризис продолжится
Участники авторынка прогнозируют, что, увы, ключевые факторы, влияющие на усугубление дефицита автомобилей в ближайшие месяцы, не ослабят своего влияния и потому нехватка машин будет продолжаться. Например, проблема с полупроводниками продлится минимум до середины следующего года, а магниевый кризис может продлиться даже дольше. «Если, по прогнозам, производство полупроводников должно восстановиться к середине—концу 2022 года, то с магнием все гораздо сложнее,— говорит Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto.— Представители китайской промышленности теперь должны использовать лимитированное количество электроэнергии для своей деятельности, чтобы сократить объемы экологического ущерба. В связи с этим до конца года магнезиты и его производные, используемые для производства кузовных деталей и запасных частей автомобилей, подорожают на треть, что негативно отразится на стоимости новых авто. Прежде всего — премиальных моделей, для которых производных магния требуется больше».
Ждать или не ждать
При покупке за наличные и в моменте о скидках в авторитейле на ближайший год лучше забыть. А в идеале — ответить на вопрос: нужна ли вам машина сейчас или вы можете подождать еще год-полтора? Если машина нужна срочно, то стоит поторопиться с покупкой, пока не выросли цены, и согласиться на авто в наличии и с предлагаемым набором опций, то есть отказаться от «допов» не получится. На уступки сейчас вряд ли кто пойдет: в случае вашего отказа от покупки авто все равно найдет своего покупателя.
Другой вариант — сделать заказ в нужной комплектации с нефиксированной ценой и встать в лист ожидания. Придется подождать до семи-восьми месяцев, в зависимости от модели, но в этом случае есть шанс получить машину без ряда накруток. Однако это чревато тем, что, когда очередь дойдет, новая цена автомобиля будет гораздо выше текущей. И наконец, можно отложить покупку, если необходимость в авто не так сильна и вы можете подождать год-полтора до нормализации ситуации на рынке.
Сейчас некоторые модели нельзя заказать, даже если покупатель готов к длительному ожиданию. Так, АвтоВАЗ объявил, что из-за нехватки электронных компонентов недоступны к заказу на январь 2022 года автомобили Lada Vesta Cross и Vesta SW Cross, а также Lada Granta Drive Active и Granta с автоматической трансмиссией. Популярные Volkswagen Tiguan и Taos в настоящее время тоже нельзя заказать: производство остановлено как минимум до Нового года. Возможность перезаказать эти автомобили может появиться только после первого квартала 2022 года. На корейские бренды спрос тоже очень высокий. Машин Hyundai и Kia не хватает катастрофически, и купить их можно только с бешеной наценкой. Основные дефицитные модели Kia — Rio и Sportage. Что касается Hyundai, то это Creta, K5 и Solaris.
Проблема, скорее всего, решится сама собой в начале 2023 года. Поставки будут восстановлены, дефицит сойдет на нет, вернутся сезонные акции и спецпредложения. Но в текущем году повлиять на дилера практически невозможно. Можно пробовать обращаться на горячую линию автопроизводителя, но даже в этом случае нет никаких гарантий позитивного исхода.
«В течение 2022 года вряд ли ситуация заметно изменится,— соглашается Никита Гудков.— К перечисленным производственным факторам добавится и то, что дилерам (да и многим производителям) очень понравилось жить в мире дефицита и накруток и они не заинтересованы в том, чтобы поскорее от них избавиться. Если где-то дефицит и будет потихоньку сходить на нет, то, возможно, у самых массовых марок. Там маржа производителя сильнее зависит от объемов производства — и продаж».
Есть вероятность, что в наступающем году авторынок не сможет вернуться в нормальную колею, для этого ему понадобится более продолжительное время. «При оптимистичном прогнозе дефицит авто сохранится до конца следующего года, но наиболее реалистичный прогноз — возвращение к стандартному количеству автомобилей на рынке к концу 2023 года,— считает Андрей Кузин.— Мы полагаем, что ситуация и дальше будет развиваться по существующему сценарию — сохранится дефицит на самые популярные и массовые модели, а цены на новые авто и машины с пробегом продолжат расти (возможно, чуть сниженными темпами, но так же стабильно). Будет меняться и вторичный рынок: возможен дефицит 5–7-летних авто из-за сильного снижения продаж новых автомобилей в 2015 году. Доля рынка у китайских авто станет значительно больше, так как они во многом более оперативно решают проблемы дополнительных поставок авто на рынок».
Сейчас же потребителю остается жить в условиях, когда условия продажи автомобиля зависят от дилера.
«К сожалению, авторынок сегодня — это "рынок продавца", когда повышенный спрос и продолжающийся дефицит авто из-за проблем с полупроводниками и комплектующими развязывают дилерам руки,— вынужден констатировать Денис Мавланов.— В связи с отсутствием на складах достаточного количества машин контрактование по ряду брендов на новые авто ведется на весну-лето будущего года. Рынок машин с пробегом также подтянулся и резко обеднел на качественные варианты. На фоне всей этой ситуации все еще сохраняется спрос, превышающий предложение. Дилеры в таких условиях не хотят в моменте терять прибыль и компенсируют ограниченное количество машин их стоимостью, включая различное дополнительное оборудование в цену автомобиля в наличии. При этом многие авторитейлеры просто отказываются продавать клиентам машины без дополнительных опций, порядка 95% машин реализуется сегодня с "допами" (по сравнению с 20–30% допандемийной реальности), которые уже установлены на машины, то есть отказаться от них не получится».
И именно дефицит авто, скорее всего, станет серьезным тормозом дальнейшего движения авторынка и в следующем году, который не сможет показать существенный прирост продаж, а может, даже съедет в отрицательную зону. «Скорее всего, в 2022 году продажи новых автомобилей будут демонстрировать отрицательную динамику,— прогнозирует Денис Мигаль.— Факторами, влияющими на это, останутся все тот же дефицит новых автомобилей и рост их стоимости, реализация у дилеров может сократиться на 3% в новом году по сравнению с текущим».