Углеводородное равновесие
Рынок нефти и газа должен обрести баланс в 2022 году
Для нефтегазового рынка 2021 год стал временем восстановления после шока от пандемии и связанных с ней локдаунов. Компании учились работать в условиях новой реальности и согласовывать свои действия для стабилизации цен и установления баланса спроса и предложения. Во многом это удалось, и в 2022 году стоимость нефти мало кто ожидает ниже $75 за баррель, а котировки газа — выше $800 за 1 тыс. кубометров. Но, предупреждают эксперты, остаются риски, связанные с новым штаммом коронавируса и локальными форс-мажорами.
Котировки нефти сорта Brent, которые стартовали в 2021 году с отметки чуть выше $50 за баррель, к концу года через пики в $85 за баррель добрались до $75 за баррель. Большинство аналитиков нефтегазового сектора ожидают в 2022-м сохранения нефтяных цен на текущем уровне или чуть выше. Так, инвесткомпания «Атон» прогнозирует среднюю цену нефти марки Brent на уровне $75 за баррель. По мнению экспертов, на рынке в целом сохранится баланс с возможностью умеренного профицита в 2022 году, который должен охладить цены.
По расчетам «Атона», объем предложения нефти должен увеличиться примерно на 6 млн баррелей в сутки ввиду снижения ограничений на добычу в рамках соглашения ОПЕК+ на протяжении текущего года. Эксперты полагают, что к серьезному профициту на рынке это не приведет, если только не последует каких-то неприятных сюрпризов в динамике роста спроса — либо из-за вспышек COVID-19, либо из-за высоких цен на сырье. В «Атоне» отмечают, что распечатывание резервов нефти в Китае и США свидетельствует о готовности двух крупнейших в мире потребителей нефти охладить рынок. Хотя эксперты сомневаются в существенном влиянии этих действий на конъюнктуру. Другие страны — Индия, Япония и Южная Корея — могут присоединиться к этим усилиям, считают в «Атоне». Напомним, США объявили о высвобождении 50 млн баррелей, что, по грубым оценкам, составляет всего половину дневного объема мирового потребления (или 0,15% годового). При этом объемы, которые могут быть предложены другими странами, будут существенно ниже.
Базовая оценка перспектив рынка нефти международного рейтингового агентства Fitch Ratings чуть меньше — около $70 за баррель (более ранний прогноз предполагал $55 за баррель). Эксперты полагают, что сделка ОПЕК+ будет по-прежнему управлять предложением, по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Между тем в агентстве отмечают, что ситуация на сырьевых рынках остается крайне неопределенной из-за появления нового штамма COVID-19 «омикрон», распространение которого может вызвать новые локдауны и ограничения на путешествия, а также усилить волатильность котировок в ближайшее время.
Если эксперты повышают прогноз цен на нефть, то Минэнерго США, напротив, снизило его — правда, не очень существенно: с $72 до $70 за баррель. Но на фоне неопределенностей, связанных со штаммом «омикрон», прогноз может быть существенно пересмотрен, указывают в американском министерстве.
Одну из самых высоких оценок котировок нефти дает Bank of America (BofA) — $85 за баррель. Как пояснял глобальный руководитель отдела исследований сырьевых товаров и деривативов банка Франциско Бланш, риск всплеска цены в следующем году создают низкий уровень запасов нефти, восстановление авиаперевозок и невысокий уровень свободных добывающих мощностей. При этом риск снижения цены исходит от возможного появления новых штаммов, использования стратегических запасов нефти в США, а также ослабления санкционного режима Ирана, считает господин Бланш. В ноябре BofA давал куда более высокий прогноз — $120 за баррель. В свою очередь, в Barclays (прогноз на 2022 год — $80 за баррель сорта Brent) считают, что стратегические запасы нефти не являются устойчивым источником поставок, и эффект от такого вмешательства на рынок будет временным.
Ни жарко, ни холодно
Газовые цены, по оценкам аналитиков, также должны стабилизироваться после исторических пиков почти в $2 тыс. за 1 тыс. кубометров и долгого пребывания на уровне выше $1 тыс. за 1 тыс. кубометров. Основной причиной таких взлетов котировок стало ограниченное предложение сжиженного природного газа (СПГ) в Европе, а также дозированные поставки трубопроводного газа со стороны «Газпрома» на фоне резкого роста спроса холодной зимой и аномально жарким летом. Масла в огонь подлил и недостаток объемов генерации из возобновляемых источников энергии, сокращение собственной добычи углеводородов и переориентация объемов сырья из Европы в Азию.
В «Газпроме» считают, что средневзвешенная цена следующего года будет не ниже уровня 2021-го (за девять месяцев — $319 за 1 тыс. кубометров, что почти в четыре раза выше, чем за аналогичный период 2020-го). В НОВАТЭКе ожидают возвращения цен на газ к более или менее нормальным уровням в течение шести-девяти месяцев. Об этом говорил в начале декабря начальник управления НОВАТЭКа по связям с инвесторами Александр Назаров.
Между тем в Saxo Bank предполагают, что зимой 2022 года на рынке нефти и газа может сложиться «идеальный шторм» с учетом низких запасов сырья и высокого спроса на фоне холодной погоды. В банке прогнозируют самый серьезный пик энергетического кризиса за последние почти 40 лет.
По мнению консультанта VYGON Consulting Ивана Тимонина, в 2022 году на газовом рынке сохранятся текущие тенденции, в том числе рост спроса. Он прогнозируется на уровне 60 млрд против 140 млрд кубометров в 2021 году (из которых 56 млрд кубометров пришлось на азиатские страны, а 23 млрд — на Европу). Объем потребления, по оценке эксперта, может покрыть рост предложения на 67 млрд кубометров (в значительной степени благодаря запуску строящихся заводов СПГ общей мощностью в 24 млн тонн).
На этом фоне господин Тимонин ожидает снижения цен на газ относительно текущего уровня до $770 за 1 тыс. кубометров в среднем в 2022 году, но не ранее второго квартала, после прохождения зимнего пика потребления и вероятного запуска «Северного потока-2», а также выхода на полную мощность новых американских мощностей СПГ.
Стоимость СПГ Дмитрий Маринченко из Fitch прогнозирует на уровне $280–350 за 1 тыс. кубометров при условии, что на рынке не будет перебоев с поставками, как в текущем году, а температура и летом, и зимой будет соответствовать климатической норме. Он согласен, что в январе—феврале цены будут оставаться высокими, в том числе из-за низкого объема газа в европейских газохранилищах и неопределенности вокруг «Северного потока-2». При этом, отмечает эксперт, резкий рост цен в текущем году приведет к увеличению количества инвестиционных решений по новым СПГ-проектам, что может создать предпосылки для избытка СПГ на рынке к 2025 году и падения цен.