Там, где начинается асфальт

Расходы Нижегородской области на ремонт дорог в 2022 году превысят 11 млрд рублей

Минтранс Нижегородской области отчитался о росте расходов регионального бюджета 2022–2024 годов, которыми предлагается увеличить финансирование нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД) на 11,4 млрд руб. Общий объем финансирования в ближайшие три года запланирован в объемах 35 млрд руб., к нормативному состоянию планируется привести 40,5% региональных дорог. Депутаты регионального парламента предложили форсировать строительство и ремонты, чтобы достигнуть среднероссийского показателя 50,9%, но финансирования под такую планку у региона нет. Тем не менее по объемам дорожных ремонтов Нижегородская область выбилась в лидеры.

По объемам перекладки асфальта Нижегородская область ушла вперед

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Заместитель министра транспорта Нижегородской области Андрей Ермолаев рассказал в заксобрании о реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Депутаты транспортного комитета потребовали отчет в связи с предложенными губернатором Глебом Никитиным поправками к областному бюджете на 2022–2024 годы об увеличении расходов на 11,4 млрд руб. на ремонт дорог в рамках нацпроекта.

Как доложил господин Ермолаев, в 2021 году в нормативное состояние в регионе привели 36,1% автомобильных дорог, в Нижнем Новгороде и Дзержинске — 80% автотрасс. В 2022 году показатели должны быть 37,5% и 81% соответственно.

Со следующего года для дорожных ремонтов вводится дополнительный критерий «опорная сеть автомобильных дорог». Она включает в себя основные магистрали с высокой интенсивностью движения: федеральные дороги и главные региональные автотрассы общей протяженностью полторы тысячи километров.

В 2022 году поставлена задача привести в нормативное состояние 62,8% таких дорог, а к концу 2024 года — 85%. Региональных дорог в следующем году планируется отремонтировать 703 км (705 км в 2023 году и 751 км в 2024 году). Кроме того, в национальный проект добавлены работы по ремонту путепроводов и мостов.

В целом за три следующих года в Нижегородской области должны быть отремонтированы 2,78 тыс. погонных метров искусственных сооружений, мостов и путепроводов.

Говоря о финансировании, господин Ермолаев напомнил, что предстоящие дорожные работы будут оплачены в основном из федерального бюджета. В частности, в 2022 году финансирование работ в рамках БКД составит 10,9 млрд руб., из которых на ремонт и содержание дорог Нижнему Новгороду выделят 934 млн руб. и 120 млн руб. — Дзержинску.

В части мостов планируется завершить строительство крупной транспортной развязки на улице Циолковского в Сормовском районе, в которую вложили уже 2,6 млрд руб. и планируют потратить еще 760 млн руб.

Максимальный объем затрат в размере 12,5 млрд руб. запланирован на 2023 год. Еще 11,6 млрд руб. заложены на 2024 год, из этих средств Нижний Новгород получит около 1 млрд руб. и 78 млн руб. — Дзержинск. В целом, по оценке министерства, работы в агломерации из городов Нижегородской области идут с опережением.

Также Минтранс России увеличил для Нижегородской области показатель соответствия нормативу региональных дорог с прежних 38% до 40,5%. «Для каждого субъекта РФ установлен свой показатель, в целом по стране он должен быть не менее 50%. Если будет дополнительное финансирование, мы его увеличим», — пообещали в Минтрансе РФ.

Министр транспорта и автодорог Павел Саватеев добавил, что при формировании показателей учитывались сроки нормативного износа существующей дорожной сети, который сократится за счет строительства новой трассы М12 Москва — Казань, участок которой проходят через Нижегородскую область. При этом реализация этого крупного инфраструктурного проекта привела в негодность часть муниципальных дорог в нескольких районах.

Сейчас нижегородские чиновники договариваются с Росавтодором о финансировании ремонта этих дорог в 2024 году, когда их исключат из путей доставки стройматериалов для М12.

Выслушав доклад, депутаты предложили областному минтрансу взять повышенные обязательства и ремонтировать больше автомобильных дорог, чтобы приблизиться к среднероссийскому показателю нормативного состояния (50,9%). По словам Андрея Ермолаева, в этом показателе каждая половина процента роста требует порядка 1,2 млрд руб. «Вот и считайте, какое нам необходимо финансирование», — посоветовал замминистра.

Присутствовавший на заседании председатель транспортной комиссии гордумы Станислав Прокопович заметил, что нижегородцы «ездят по дорогам, а не по деньгам».

Тем не менее, как отметил министр Павел Саватеев, Нижегородская область за несколько лет выбилась в лидеры среди российских регионов по замене асфальтобетонного покрытия дорог, а в 2021 году по метражу даже «немного опередила столицу».

Депутат Василий Суханов напомнил о предстоящем масштабном расселении ветхого и аварийного фонда (к 2024 году необходимо переселить почти 8 тыс. жителей по нацпроекту «Жилье и городская среда»). После его сноса останутся свободные земельные участки, на которых возможно строительство жилья и социальной инфраструктуры, а также благоустройство.

Учитывая, что в 2022 году администрация Нижнего Новгорода по концессии с ПАО «Мегафон» вводит в городе платные парковки, депутат Суханов предложил отдавать эти земли под свободные перехватывающие паркинги. Министр Саватеев ответил, что первый шаг в этом направлении должна сделать городская администрация, а механизмы для строительства паркингов найдутся.

В гордуме обещают обсудить вопрос о создании перехватывающих парковок в 2022 году. Впрочем, городские власти периодически обсуждают этот вопрос с середины 2000-х годов. В целом депутаты одобрили отчет министерства транспорта, пообещав в следующем году контролировать исполнение программы по ремонту дорог «на радость нижегородцам».

Владимир Зубарев

Вся лента