Развивающиеся рынки упустили инвесторов
Низкий аппетит к риску сыграл против российских акций
На минувшей неделе международные инвесторы вывели из российских акций $220 млн — максимальный объем средств с апреля 2020 года. Они активно распродавали почти все рынки развивающихся стран, опасаясь ужесточения риторики ФРС США и переводя деньги в акции американских компаний.
По оценке “Ъ”, основанной на отчете BCS Global Markets (учитывает данные Emerging Portfolio Fund Research, EPFR), за неделю, закончившуюся 15 декабря, иностранные инвесторы забрали из российских фондов акций $220 млн. Это в семь раз выше объема средств, выведенного неделей ранее, и худший результат с апреля 2020 года. Основной отток средств пришелся на глобальные фонды акций, из которых инвесторы вывели за неделю почти $170 млн. Страновые фонды, ориентированные только на российский рынок, потеряли $52 млн.
Падение интереса к российским акциям происходит на фоне глобального снижения аппетита к риску.
По оценкам “Ъ”, основанным на отчете Bank of America (также учитывает данные EPFR), оттоки из фондов emerging markets (без учета страновых фондов, ориентированных на Китай) по итогам прошлой недели составили более $5 млрд — самый большой отток из этой категории фондов за 20 месяцев и в 3,5 раза выше, чем за предыдущую неделю ($1,47 млрд).
Этому способствовали опасения инвесторов относительно заседания ФРС, которое прошло 15 декабря. В преддверии последнего в 2021 году заседания глава ФРС Джером Пауэлл резко ужесточил заявления, перестал считать инфляцию временной, а также не исключил подъема ставки. «На рынке опасались сюрприза от ФРС в сторону более жесткой, чем ожидалось, риторики регулятора»,— отмечает менеджер инвестиционного департамента UFG Wealth Management Максим Малофеев.
На Россию, помимо общего негатива на развивающихся рынках, продолжает давить геополитический риск.
На минувшей неделе напряженность между Западом и Россией в связи с расширением НАТО и ситуацией у границы с Украиной продолжила нарастать. В таких условиях европейские и американские политики вновь заговорили о возможном расширении санкций. «Инвесторы не верят в нормализацию отношений с Западом, поэтому сокращают позиции в преддверии длительных выходных»,— отмечает господин Малофеев.
Глобальные инвесторы переоценивают риски и перестраховываются, в результате денежные потоки перетекают из развивающихся стран в более устойчивые к неопределенности и кризисам развитые страны (акции США), отмечает начальник отдела анализа и исследований Accent Capital Елена Михайлова. По данным EPFR, фонды developed markets привлекли на минувшей неделе почти $34 млрд. Это примерно втрое выше результата предшествующей недели и максимум с начала осени.
Основной спрос был на фонды США. По оценкам “Ъ”, за минувшую неделю чистый приток средств в такие фонды превысил $33 млрд, что в пять раз больше результата на предыдущей неделе. Символические притоки были в фонды Японии ($0,9 млрд), тогда как из европейских фондов был выведен минимальный объем средств в этом году — $63 млн.
Итоги заседания ФРС США оказались в рамках ожиданий аналитиков.
Американский регулятор сохранил базовую ставку на уровне 0–0,25% при одновременном сокращении ежемесячного выкупа активов с $15 млрд до $30 млрд со следующего месяца. По словам аналитика «КСП Капитал Управление активами» Михаила Беспалова, итоги заседания сняли неопределенность относительно дальнейшей жесткости регулятора. В таких условиях на рынке вырос аппетит к риску, что позитивно сказалось на мировых индексах (см. “Ъ” от 17 декабря).
В отсутствие негативных сюрпризов из Китая (риски дефолта застройщика Evergrande) и Турции (дальнейшее снижение ставки ЦБ Турции) управляющие не исключают восстановления спроса на акции развивающихся стран. «Многие развивающиеся рынки по относительным оценкам очень дешевы по сравнению с США. По мере спада заболеваемости омикрон-штаммом вполне можно ожидать восстановления спроса на риск, что добавит позитива и акциям EM»,— считает господин Малофеев. Интерес, по мнению управляющих, может вырасти и к российским акциям, но только при условии отсутствия эскалации с Западом.