Одними капвложениями сыт не будешь
Сквозная поддержка инвестпроектов сменяется адресной
Юбилейный съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) с участием президента обозначил новую траекторию в дискуссии об источниках инвестактивности компаний. На заседании впервые не декларировались жесткие обязательства государства по неизменности фискальной нагрузки — вынужденные изменения Владимиром Путиным допускаются, хотя правительство должно стремиться к стабильности. Новые послабления для инвесторов также всерьез не обсуждались — многие идеи уже реализованы, а компании и сами должны быть заинтересованы в капвложениях, считает президент. Приостановка развития ключевого механизма стимулирования инвестактивности — СЗПК — и новости о его трансформации с учетом изменившейся риторики теперь выглядят логичными: де-факто это логика мягкого отказа от «сплошной» поддержки инвесторов при нестабильной мировой конъюнктуре в пользу более тонкой балансировки инвестиционных и социальных обязательств государства.
Пятничный съезд РСПП, приуроченный к его тридцатилетию, стал площадкой, где впервые за долгое время не обсуждались гарантии государства по сохранению фискальной нагрузки на бизнес в контексте стимулирования инвестиционной активности. «Коллеги в правительстве понимают, что они должны по максимуму соблюдать стабильность условий фискальной нагрузки, будут из этого исходить, будут стремиться к тому, чтобы полностью исполнять взятые на себя обязательства»,— лишь коротко отметил президент Владимир Путин, соглашаясь при этом с необходимостью повышения нагрузки «на нефтянку, на металлургию» из-за «текущей конъюнктуры».
Де-факто власти признают возможный рост нагрузки в случае необходимости, до сих пор же гарантии стабильности налогов рассматривались как ключевой инструмент привлечения частных инвестиций.
Так, еще весной бизнес на совещании у президента добивался от государства покрытия не только регуляторных, но и политических рисков при реализации инвестпроектов, и тогда власти были готовы запросы бизнеса учесть (см. “Ъ” от 12 марта и 13 апреля).
Отметим, что смена риторики вовсе не означает отказ от целей по наращиванию инвестиций. На том же заседании президент рекомендовал компаниям вкладывать возросшие на фоне благоприятной внешней конъюнктуры прибыли в расширение производства и новые инвестпроекты, а не «распылять» их на повышенные дивиденды акционерам. Так, за январь—сентябрь чистая прибыль организаций составила 21,6 трлн руб., что на 79,6% больше, чем в 2020 году, и на 63,7% выше, чем в допандемийном 2019-м. Однако инструменты стимулирования инвестиций на съезде практически не обсуждались (за исключением отдельных инициатив по выполнению экологических требований, которые, по словам президента, «вшиты» в действующие механизмы), что выглядит несколько неожиданно на фоне полной остановки работы над главным механизмом стимулирования инвестиций — соглашениями о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Процесс, напомним, остановлен из-за правовой неурегулированности порядка заключения инвестсоглашений — ожидалось, что он будет утвержден осенью, но проблема так и не решена. Участники рынка на публичных площадках, в том числе в РСПП, регулярно жаловались на «остановку» СЗПК, указывая, что изначально проблемы были на стороне Минэкономики, вовремя не подготовившего нормативно-правовую базу. Осенью же после разработки ведомством проекта постановления жалобы рынка обратились в сторону Минфина — у ведомства возникли вопросы к проекту, отмечали в РСПП, не детализируя состав замечаний.
К президенту при этом, несмотря на так и не решенную проблему и появление у компаний новых запросов к механизму (см. “Ъ” от 22 ноября), вопросов о судьбе СЗПК у предпринимателей не было. Такой «режим молчания», отметим, может объясняться договоренностями правительства и бизнеса о доработке механизма, достигнутыми буквально на днях. Дело в том, что незадолго до съезда курирующий СЗПК первый вице-премьер Андрей Белоусов провел совещание с участием бизнеса, где лично разбирался в проволочках и пообещал трансформацию СЗПК в весеннюю сессию — для этого будет создана рабочая группа с участием бизнеса. Ожидается, что будет скорректирован состав стабилизационных оговорок и компенсаций.
Впрочем, предприниматели опасаются смены идеологии СЗПК — речь идет о заявительном порядке, обещающем компаниям гарантии в обмен на де-факто любые инвестпроекты, удовлетворяющие условиям режима.
В новой конструкции обсуждается вовлечение регионов в процесс согласования и реализации новых инвестпроектов и предоставление им возможности «мотивированного отказа» в их реализации.
Сейчас у регионов такого права нет, но на практике региональные власти могут затягивать процесс запуска инвестпроектов. С одной стороны, норма должна устранить искусственные барьеры и гарантировать выполнение региональных обязательств перед инвесторами для проектов СЗПК, с другой — у властей может появиться «лазейка» выбирать интересные и нужные государству инвестпроекты и более осторожно наращивать бюджетные обязательства. Кроме того, власти планируют предусмотреть в СЗПК оговорки на случай резкого изменения условий рынка — действующие требования ограничивают правительство в применении мер по стабилизации экономической ситуации.
С учетом обсуждаемых поправок затягивание СЗПК в конце года выглядит вполне логичным — де-факто оно отражает исчезновение в Белом доме уверенности в необходимости запуска инвестконвейера, основанного на массовых гарантиях стабильности вне зависимости от конъюнктуры на внешних рынках. Осенью правительству удалось покрыть ожидаемый рост расходов бюджета на социальные программы и подорожавшие из-за роста цен на мировом рынке строительные госконтракты повышением налоговой нагрузки на отрасли металлургии и удобрений. В перспективе же возможности относительно сбалансированного покрытия дефицита могут резко сократиться — при активном наращивании портфеля проектов СЗПК (в планах 600 соглашений на 12,6 трлн руб. до конца 2024 года) и расширении линейки гарантий. Де-факто источником компенсации в таком случае должны стать проекты за периметром СЗПК.