Горы с плеч
Ереван и Баку получили послевоенную повестку
Первый год карабахского мира, точкой отсчета которого стало подписание лидерами России, Азербайджана и Армении заявления о завершении карабахской войны от 9 ноября 2020 года, создал новую послевоенную реальность на Южном Кавказе. Главным итогом стал отказ от прежней конфронтационной модели отношений Баку и Еревана, остававшейся неизменной на протяжении их постсоветской истории. Несмотря на серьезные откаты и периоды новой эскалации, к концу календарного года карабахское урегулирование стало набирать темп, создавая предпосылки для разблокирования коммуникаций, а также демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы.
Первый год карабахского мира стал и годом 30-летия подписания Беловежского соглашения, 8 декабря 1991 года предопределившего распад СССР и открывшего бывшим советским республикам путь к независимому развитию.
В то время, как большинство из них давно определились со своим положением в регионе и связанной с этим положением стратегией развития, Азербайджан и Армения после 44-дневной войны осени прошлого года в завершающемся году только привыкали к новым реалиям послевоенной жизни, заставляющим их на ходу переверстывать и корректировать планы на будущее.
События прошедшего года показали: несмотря на декларируемую приверженность трехсторонним договоренностям ноября 2020 года, отношения между Ереваном и Баку остаются враждебными.
Они по-разному интерпретируют смысл прошлогодних мирных договоренностей и выдвигают собственные альтернативные планы мирного переустройства, которые нередко не стыкуются или противоречат друг другу.
Стремление добиться максимально выгодных для себя условий послевоенного развития и не стать проигравшей стороной при решении вопросов разблокирования транспортных и экономических коммуникаций и проведения окончательного территориального размежевания не позволяло Еревану и Баку двигаться к урегулированию быстрыми темпами. В итоге мирный процесс на Южном Кавказе в 2021 году развивался волнообразно: продвижение вперед сменялось периодами новой эскалации и длинными паузами в переговорном процессе.
Состоявшаяся 11 января в Москве встреча лидеров России, Азербайджана и Армении, в ходе которой была достигнута договоренность о создании рабочей группы во главе с вице-премьерами трех стран для разблокирования всех экономических и транспортных связей в регионе, создала иллюзию быстрого старта карабахского урегулирования в первый послевоенный год.
Иллюзия эта просуществовала недолго.
После того как Никол Пашинян и Ильхам Алиев разъехались по домам, выяснилось: в Ереване и Баку дают диаметрально противоположные оценки итогов московского саммита 11 января.
Азербайджанская сторона, считающая вопрос о статусе Нагорного Карабаха окончательно снятым с повестки дня, стала делать упор на вопросах экономического развития Южного Кавказа и создания для этого шестисторонней платформы.
Предполагалось, что «шестерка» будет состоять из двух троек, одну из которых составят три закавказские республики — Азербайджан, Армения и Грузия, другую — Россия, Турция и Иран, ведущие государства региона, обладающие наибольшими ресурсами, политическим весом и экономическим потенциалом для его развития.
В свою очередь, линию Еревана с самого начала года во многом стало определять нарастающее внутриполитическое противостояние, растянувшее на несколько месяцев. Оно вместило в себя неудачную попытку военного переворота, массовые уличные протесты, участники которых сделали вопросы войны и мира центральными и продолжали обвинять премьер-министра Никола Пашиняна в сдаче национальных интересов и тайном сговоре с Баку за спиной у армянского народа.
Протесты в Ереване не успокоились и после внеочередных парламентских выборов в июне 2021 года, на которых уверенно победила партия Никола Пашиняна «Мой шаг».
В ситуации, когда в первый послевоенный год премьер-министр Армении был вынужден делать каждый шаг с оглядкой на своих радикально настроенных оппонентов, быстрый старт диалога на высшем уровне сменился многомесячным застоем, новой войной слов между Баку и Ереваном и начавшейся уже в конце весны серьезной эскалацией на границе.
Точкой отсчета нового кризиса, который развивался по нарастающей, стало 12 мая.
Тревожный звонок прозвенел за сотни километров от Нагорного Карабаха, на восточной границе Армении, когда азербайджанские военные вошли на территорию соседнего государства и закрепились в районе Черного озера (Карагёль по-азербайджански и Сев Лич по-армянски).
Напомним, что Черное озеро расположено между Сюникской областью Армении и Лачинским районом Азербайджана и имеет береговую линию длиной 5 км.
При этом с советских времен демаркация и делимитация границы так и не была проведена, что позволяет каждой из сторон считать территорию в районе Черного озера своей.
Объявленные Баку работы по корректировке границы Ереван расценил как посягательство на территориальную целостность страны, всерьез рассматривая возможность нового вооруженного противостояния с Азербайджаном. Премьер-министр Никол Пашинян срочно запросил военную помощь у России, призвал Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) быть готовой сказать свое веское слово и вступиться за Ереван.
«Необходимо решить кризисную ситуацию политическими методами. Если же результата достичь не удастся, то должны быть применены военно-политические механизмы»,— предупредил тогда Никол Пашинян, выразив мнение о том, что соглашение ОДКБ и союзнические отношения Москвы и Еревана «именно для таких случаев предусматривают такие функции».
Согласно ст. 2 Договора о коллективной безопасности, в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств—членов ОДКБ должна незамедлительно привести в действие механизм совместных консультаций.
Однако уже в мае ОДКБ четко дала понять: оснований для каких-либо действий с ее стороны нет. В свою очередь, Москва предложила сторонам конфликта свое посредничество в процессе демаркации границы с ее последующей делимитацией.
Тем не менее работа по согласованию полноценной границы так и не началась, в то время как ситуация с безопасностью и в Карабахе, и на армяно-азербайджанской границе продолжала неуклонно деградировать.
По иронии судьбы, эскалация на Южном Кавказе достигла своего пика накануне годовщины подписания трехстороннего заявления о завершении карабахской войны от 9 ноября 2020 года. Готовившийся к этой дате новый саммит лидеров России, Азербайджана и Армении, который предполагалось провести в формате видеоконференции, так и не состоялся. Никол Пашинян поспешил заявить, что «договоренности о проведении встречи нет», призвав не считать ее «самоцелью».
Вслед за вторым звонком — несостоявшимся саммитом 9 ноября, прозвучал и третий: 16 ноября в приграничных районах Сюникской области Армении произошли интенсивные боестолкновения между вооруженными силами двух стран. По версии армянской стороны, наступление вглубь территории соседнего государства начали азербайджанские военные, в связи с чем под угрозой оказалась трасса, связывающая Ереван с южными регионами страны и Ираном. В свою очередь, Баку возложил ответственность за эскалацию на Ереван, обвинив армянские вооруженные силы в нападении на посты азербайджанских военных.
Однако, когда стороны уже балансировали на грани нового полномасштабного конфликта, отмененный 9 ноября саммит лидеров России, Азербайджана и Армении все же прошел с двухнедельным опозданием — 26 ноября в Сочи. Трехсторонняя встреча — уже вторая в этом году, состоявшаяся после почти 11-месячной паузы, не только позволила добиться деэскалации, но и вывела карабахское урегулирование из тупика, придав ему новое ускорение.
Основным итогом саммита в Сочи стала достигнутая договоренность в ближайшее время запустить работу комиссии по демаркации и делимитации границы. Этот процесс планируется реализовывать в двустороннем формате — непосредственно между Баку и Ереваном — при технической помощи России.
При этом вопрос о границах был отделен от вопроса окончательного урегулирования по Карабаху, что можно считать позитивным результатом.
В целом хорошей новостью стало достигнутое понимание того, что проведение делимитации границы вместе с разблокированием транспортных коммуникаций должно будет устранить очаг перманентной напряженности на границе.
Однако при этом нельзя не признать, что в Сочи так и не удалось договориться о том, чтобы демаркация и делимитация границы стала частью будущего мирного договора Баку и Еревана.
Уже после саммита в Сочи, на финише года, карабахское урегулирование переместилось в Брюссель. Прибывшие на саммит «Восточного партнерства» Ильхам Алиев и Никол Пашинян встретились на полях форума при посредничестве председателя Европейского совета Шарля Мишеля.
Накануне общения с Николом Пашиняном и Шарлем Мишелем Ильхам Алиев заявил, что эта встреча «прояснит многое». «Мы готовы перевернуть страницу враждебности и работать над мирным соглашением»,— отметил он в ходе пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, которая прошла в Брюсселе еще до трехсторонних переговоров.
Между тем, как выяснилось по их завершении, никакого мирного плана Евросоюза для Южного Кавказа, отдельного от плана Москвы, не существует. В заявлении Шарля Мишеля говорится: «Премьер-министр Пашинян и президент Алиев подтвердили, что ключевые обязательства, взятые в рамках трехсторонних заявлений 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года, будут выполнены и что договоренности, достигнутые в Сочи 26 ноября 2021 года, должны быть реализованы». Таким образом, Евросоюз признал лидирующую роль России в карабахском урегулировании и продемонстрировал готовность использовать свое дипломатическое влияние, чтобы добиться подписания мирного соглашения между Баку и Ереваном.