Судьям не хватает стандартов

Мировой юстиции нужны материально-технические гарантии

Совет судей подготовит законопроект о единых стандартах финансирования мировой юстиции, сообщил в четверг его председатель Виктор Момотов. Сейчас материально-техническое обеспечение мировых судей зависит от экономической ситуации в регионах, что «противоречит статусу судебной власти» и мешает реализации прав граждан на судебную защиту, считает господин Момотов. Деятельность низовых судей превращается в конвейер, который «выхолащивает человеческую сущность мирового правосудия», полагает эксперт.

Председатель Совета судей России Виктор Момотов

Фото: Максим Поляков, Коммерсантъ

О планах в отношении мировой юстиции Виктор Момотов рассказал 23 декабря на заседании Дискуссионного клуба имени Замятнина. Он напомнил, что сейчас труд мировых судей оплачивается централизованно — через Судебный департамент при Верховном суде, а вот их материально-техническое обеспечение осуществляется за счет бюджетов соответствующих регионов.

Если субъект побогаче, он может создать судьям достойные условия, но далеко не все уделяют должное внимание мировой юстиции, посетовал господин Момотов.

Местами мировым судьям приходится сталкиваться с нехваткой компьютеров, канцелярских принадлежностей, бумаги и даже почтовых марок. Отдельная проблема — низкая зарплата сотрудников аппарата и, как следствие, высокая текучка кадров.

«На наш взгляд, зависимость отправления правосудия мировыми судьями от решений и экономики конкретного региона противоречит статусу судебной власти и может негативно сказываться на реализации гражданами права на судебную защиту своих интересов,— подчеркнул председатель Совета судей.— Финансирование деятельности по отправлению правосудия должно обеспечиваться в полном объеме независимо от экономической ситуации».

Речь, по его словам, идет о разработке и закреплении на федеральном уровне стандартов штатного расписания и зарплаты аппарата мировых судей, а также материально-технического обеспечения участков.

Такое нововведение не ограничит инициативу регионов в части повышения финансирования мировой юстиции, но позволит гарантировать необходимый минимум для обеспечения процесса отправления правосудия, подчеркнул господин Момотов. В конце концов, именно мировые судьи сейчас рассматривают 80% всех дел, причем в последние несколько лет их объем увеличивается на 17% ежегодно. И в ближайшее время он вырастет еще больше, ведь в Верховном суде предлагают увеличить сумму подсудных мировым судьям исков в сфере защиты прав потребителей с 100 тыс. до 150 тыс. руб., а по делам о разделе имущества между супругами — с 50 тыс. до 100 тыс. Также предлагается передать в компетенцию мировой юстиции рассмотрение дел по взысканию алиментов, рассказал глава Совета судей.

В прошлом году мировые судьи рассмотрели в общей сложности 31 млн 137 тыс. дел, поэтому борьба за снижение нагрузки остается одной из приоритетных задач для судебной системы.

Как показала практика, эта проблема не решается лишь за счет увеличения численности судей (сегодня мировые участки создаются исходя из численности населения: на один участок должно приходиться от 15 тыс. до 23 тыс. человек), но на помощь должен прийти искусственный интеллект. Разработана и уже тестируется на трех участках Белгородской области программа, позволяющая использовать готовые шаблоны при подготовке судебных приказов (пока речь только о взыскании с граждан имущественного, транспортного и земельного налогов).

Хорошо себя показали мероприятия по выравниванию нагрузки за счет изменения границ участков, рассказал на заседании начальник управления по обеспечению мировых судей Московской области Антон Шестаков. Сейчас средняя нагрузка на мирового судью в регионе достигает 4300 дел в год, это даже больше, чем в Москве (3300 дел). Получается, на каждого судью приходится 17–20 дел в день, а в пределах восьмичасового рабочего дня выходит около 25 минут на каждое дело. Такая ситуация недопустима, убежден господин Шестаков. Для облегчения работы судей в Подмосковье внедрили сервис отправки почтовых сообщений через портал «Госуслуги» и разработали алгоритм для изготовления судебных приказов. Но это еще не искусственный интеллект, а только механизм, который позволяет свести все данные воедино, успокоил господин Шестаков.

Судебная система оказалась перед дилеммой, говорит руководитель аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова: сейчас 95% работы мирового судьи — это судебные приказы.

Такой конвейер выхолащивает человеческую сущность мирового правосудия, считает эксперт, хотя именно мировой судья в первую очередь должен быть развернут лицом к людям. И это колоссальная проблема — что делать с этим конвейером, отмечает госпожа Плешанова, ведь если его работу полностью автоматизировать и превратить судью в робота, то это еще опаснее.

Анастасия Корня

Вся лента