Европа «перебрала» с запасами
Почему странам ЕС не хватает газа
«Газпром» не качает газ по трубопроводу Ямал—Европа уже неделю. Некоторые компании из Франции и Германии выбрали свои годовые объемы, но новых заявок не создают, заявил официальный представитель российской компании Сергей Куприянов. Хотя концерн готов поставлять газ дешевле, чем на спотовом рынке, но по долгосрочным контрактам, отметил он. Европейские хранилища уже пусты на 40%, подчеркнули в «Газпроме», а некоторые страны и вовсе выбрали весь топливный запас. Может ли Европа остаться без газа зимой? Разбирался Даниил Бабкин.
Последнюю неделю европейский спотовый рынок больше напоминал американские горки. Превысив $2 тыс. и побив абсолютный рекорд, цена 1 тыс. куб. м газа столь же быстро снизилась. Но европейских потребителей это не удовлетворило. Многие страны выработали объемы, указанные в контракте с Россией, и 21 декабря «Газпром» остановил прокачку топлива по ямальскому маршруту. Теперь хранилища в некоторых государствах и вовсе оказались практически пустыми, заявили в российской компании.
Как вышло, что Европе не хватило газа до конца 2021 года? Кажется, там ошиблись в расчетах, когда в январе заключали контракт, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «В первом полугодии европейцы очень активно отбирали газ. В итоге на декабрь они выбрали уже все объемы, которые должны были получить. Дальше ЕС может покупать газ по спотовой цене.
Норвегия четвертый год подряд снижает объемы добычи газа. Собственная добыча в Европе падает. Еще и ветряная энергетика дала меньше энергии, чем в предыдущие годы. Ее нужно было заместить, поэтому много топлива отбирали именно у "Газпрома". Плюс пандемия, однако Евросоюз вряд ли рассчитывал на быстрое восстановление экономики».
Россия настаивает: если европейские страны хотят больше газа, пусть заключают долгосрочные контракты. Тем более что цены на них существенно меньше: $250-$300 за 1 тыс. куб. м. Столько, например, сейчас платит Сербия.
Однако это совсем не устраивает Еврокомиссию. Там не раз заявляли, что такими контрактами «Газпром» монополизирует рынок. Но то, что предлагает Европа, невыгодно российской компании, объясняет старший научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович: «Европейская сторона требует от "Газпрома" увеличения продажи газа на спотовом рынке. ЕС хочет, чтобы российская компания, например, открыла свою электронную торговую площадку и привезла туда газ без контрактов.
Конечно, подобное поведение "Газпрома" снизило бы цены. Но учитывая, что он продает, а не покупает, совершенно непонятно, зачем ему это делать.
Можно пугать "Газпром" антимонопольным расследованием, но надо доказать, что он манипулировал рынком — это будет сложно сделать. Мог бы "Газпром" просто отдать больше газа? Наверное, мог бы, но тогда корпорация должна была бы ожидать и к себе другого отношения. Например, ускорение сертификации "Северного потока-2"».
В начале года в контрактах обычно пересматриваются объемы, которые «Газпром» должен поставить в страну. Так что уже совсем скоро поставки по трубопроводу Ямал—Европа могут восстановиться. Но даже если страны решатся продлить долгосрочные контракты, цена на них будет частично зависеть и от спотового рынка.
Поэтому исключить физический дефицит газа этой зимой нельзя, говорит директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов: «Все будет зависеть от двух факторов. Во-первых, погодные условия: если зима окажется очень холодной, то это создаст очень большое напряжение для европейского газового рынка. Во-вторых, ситуация в Азии: сейчас азиатский СПГ развернулся в Европу и немного успокоил рынки, но если там снова возникнет спрос, тогда Европа вернется к ситуации высокого риска дефицита газа.
На самом деле у Евросоюза возможности для маневра практически нет».
Россия не раз заявляла, что нормализовать ситуацию мог бы «Северный поток-2». Но в Германии, кажется, с этим не спешат: там говорят, что газопровод не получит одобрения в первой половине следующего года. Аналитики Bloomberg тем временем ожидают сохранения аномально высоких цен на топливо и в 2022-м, и в 2023-м.