Опрокинуть стакан
Архитекторы обеспокоились судьбой здания Пулково-1
Несколько известных петербургских архитекторов выразили обеспокоенность дальнейшей судьбой здания терминала Пулково-1 советской постройки с так называемыми «перевернутыми стаканами» и объявили сбор подписей за сохранение знакомого всем петербуржцам облика аэровокзала. Дело в том, что проект реконструкции здания аэропорта в одном из вариантов не предусматривает сохранения корпуса, построенного почти полвека назад. Процесс присвоения Пулково статуса объекта культурного наследия может стартовать уже в январе.
«Стало известно о планах сноса модернистского здания аэропорта Пулково, построенного в 1973 году. Архитекторы Петербурга призывают присвоить зданию статус объекта культурного наследия и сохранить его. Собираем подписи за сохранение модернистского здания Пулково»,— сказано в петиции.
В обращении, под которым поставили подписи несколько членов правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов, отмечается, что организация инициирует процесс присвоения аэровокзалу статуса объекта культурного наследия и предлагает обсуждать его дальнейшую судьбу максимально открыто, на базе архитектурного конкурса, который позволит определить наилучший способ приспособления здания-памятника. За день под петицией подписались 125 представителей профессионального сообщества.
В Смольном отмечают, что согласование мастер-плана второй очереди проекта реконструкции аэровокзала находится в завершающей стадии, а вопросом внешнего облика здания, его функциональных и эксплуатационных характеристик в настоящее время занимаются архитекторы. В 2022 году начнется проектирование объекта, затем его строительство. Площадь нового терминала составит более 140 тыс. кв. м. По предварительным расчетам, инвестиции могут составить до 70 млрд рублей (точная сумма станет известна после оценки утвержденного проекта), уточнили в правительстве города. Представление мастер-плана, в разработке которого участвовали иностранные компании, региональным властям неоднократно откладывалось (см. “Ъ” от 01.04.2021).
Недавно вице-губернатор Максим Соколов на встрече с журналистами, отвечая на вопрос, удастся ли сохранить архитектурный облик аэровокзала, предположил, что сделать это будет непросто. Именно господин Соколов в качестве министра транспорта РФ участвовал в открытии терминала для внутренних рейсов после 11-месячной реконструкции, завершившейся в феврале 2015 года.
Ранее со ссылкой на главу ВТБ Андрея Костина сообщалось, что рассматривается в том числе вариант строительства нового терминала на месте здания 1973 года постройки.
По словам вице-президента Санкт-Петербургского Союза архитекторов Михаила Мамошина, подписавшего петицию, архитектурные сооружения советского периода находятся практически без защиты, несмотря на то, что советский модернизм заслужил признание не только среди российских, но и среди зарубежных искусствоведов и архитекторов. «Аэровокзал Пулково — уникальное здание, не имеющее аналогов в мире, а автор проекта, Александр Владимирович Жук — настоящий гуру, великий мастер»,— заявил заслуженный архитектор России.
В свою очередь, генеральный директор ООО «НИиПИ Спецреставрация» Игорь Пасечник сообщил “Ъ”, что обсуждение вопроса включения здания Пулково в список объектов культурного наследия может начаться уже 20 января, на совещании рабочей группы в городском комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). По его словам, Союз архитекторов обратился в КГИОП с инициативой о присвоении аэровокзалу статуса объекта культурного наследия, вместе с другими зданиями советской постройки, например Яхт-клубом на Петровском острове.
«Есть правило, согласно которому архитектурное сооружение возрастом от 50 лет может претендовать на такой статус, и, безусловно, аэропорт может войти в реестр выявленных объектов культурного наследия. В настоящее время в Пулково нет никаких охранных зон и любой застройщик может творить все, что ему заблагорассудится»,— отметил архитектор. Господин Пасечник также поддержал идею открытого архитектурного конкурса с широким обсуждением проекта. В нем могли бы участвовать как российские, так и зарубежные архитектурные бюро, однако изначально в условиях такого конкурса нужно недвусмысленно определить, что нужно сохранить в результате, подчеркнул глава научно-исследовательской организации.