Исполнителей не судят
Конкурс «Золотой маски» начался с балета
На сцене Новой оперы «Озорными песнями» в постановке Антона Пимонова Пермский театр оперы и балета официально открыл конкурс «Золотой маски» — главного театрального фестиваля России. На следующий день после пермяков своего номинанта — балет Пола Лайтфута и Соль Леон «Postscript» — на Новой сцене Большого театра представила московская продюсерская компания MuzArts. О балетных сражениях на сцене и закулисных подвохах рассказывает Татьяна Кузнецова.
Открытие «Золотой маски» официальные лица отметили краткими речами перед занавесом. Замминистра культуры РФ Алла Манилова назвала поражающие воображение цифры: эксперты отсмотрели 1165 спектаклей, из которых отобрали 81. Гендиректор «Золотой маски» Мария Ревякина уточнила: больше 70% конкурсантов — региональные театры. Для балетной труппы региональной Перми, постоянной участницы «Маски», это все же был дебют: впервые она попала в конкурс со спектаклем своего нового худрука Антона Пимонова — номинировали его балет «Озорные песни» на музыку Пуленка (см. “Ъ” от 26 декабря 2020 года) и его самого в качестве хореографа. В трехчастной программе пермяков была представлена и вторая его работа — многолюдный бессюжетный «Концерт №5» Прокофьева; но в нем хореограф так преданно копировал приемы и даже отдельные движения Джорджа Баланчина, что предпочтение экспертами камерных и более самобытных «Озорных песен» выглядело обоснованно.
22-минутная композиция для трех пар, демонстрирующая разнообразие форм сольного танца (pas de six и pas de quatre, мужские и женские трио, вариации, дуэты), поставлена остроумно, стройно и логично. Контрасты песен Пуленка, темпераментный маэстро Абашев за роялем и выразительный баритон Константина Сучкова добавляют искрометности этому неброскому опусу, исполненному того чисто балетного юмора, который неочевиден неопытным зрителям. Проявить его, станцевав задуманное автором с легкостью и озорством,— задача артистов, но добиться этого от них хореографу не удалось. Проблема в том, что Антон Пимонов — бывший солист Мариинского театра, отличавшийся технической виртуозностью, превосходной координацией и любовью к быстрым темпам,— из тех авторов, кто ставит свои балеты, исходя из собственных возможностей. Пермские мужчины его хореографическую скороговорку, изобилующую синкопами, неожиданными сменами ракурсов и стремительными прыжками, в целом осилили. Пермские неповоротливые дамы увязли в тексте безнадежно: ни перебоев ритма, ни живости пируэтов, ни точек финальных поз, ни легкости в поддержках, ни тем более удовольствия от танца продемонстрировать им не удалось.
Похоже, «Озорные песни» потерпели поражение уже на старте конкурса: в сравнении с программой «Postscript» (“Ъ” писал о ней 27 мая 2021 года), показанной в следующий вечер на Новой сцене Большого театра, они выглядели как отечественный футбольный матч рядом с финалом Лиги чемпионов.
Силы были неравными изначально. Мощный репертуар компания MuzArts подобрала по принципу разнообразия. Кроме открывавшего вечер балета «Макгрегор+Мюглер», поставленного специально для этой программы и, несмотря на громкие имена, оказавшегося самым слабым, были показаны знаменитые постановки сегодняшних лидеров балетного мира: «Фавн» Сиди Ларби Шеркауи, «Воспоминание о дорогом месте» Алексея Ратманского и собственно «Postscript» Пола Лайтфута и Соль Леон.
Танцевали эти балеты лучшие солисты Большого театра, и танцевали великолепно, с наслаждением являя те возможности — технические, телесные и актерские,— которые им не позволяет раскрыть регулярный репертуар. Был невероятен Фавн Вячеслава Лопатина — нечеловечески гибкий, текучий, как музыка Дебюсси, с первобытным изумлением внимающий зову собственного тела и самозабвенно овладевающий пугливой угловатой Нимфой (Анастасия Сташкевич), безоглядно отдающейся этому пантеистическому вихрю. Прекрасные балерины Большого Екатерина Крысанова и Ольга Смирнова вместе с красавцами премьерами Артемием Беляковым и Якопо Тисси окутали изысканный балет Ратманского паутиной психологических деталей и пластических полутонов, превратив этот формально безупречный опус в сложносочиненную любовную поэму. В «Postscript» на музыку Филипа Гласса, поставленном Соль Леон и Полом Лайтфутом в 2005 году для NDT, авторы изживали собственное любовное расставание, что придало их фирменной многослойной хореографии особую интимность и человечность.
Здесь все бескомпромиссно черно-белое — декорации, костюмы; контрастные темпы, контрастная пластика.
Нервные пассажи скрипки Анны Яновской комментируют предысторию: трио в белом (Анастасия Денисова, Вячеслав Лопатин, Артур Мкртчян) — это пластический рассказ о дружеско-любовном треугольнике. Танец лихорадочный, почти гротескный в своей предельной амплитуде, то синхронный, то разбивающийся на крошечные выкрики-соло, завершается говорящей мизансценой: тела двоих образуют «домик», третий, скорчившись, безнадежно замер у их ног. Два лирических дуэта под печальное фортепиано Алексея Мелентьева — Екатерины Крысановой с Денисом Савиным и Ольги Смирновой с Артемием Беляковым — это внутренняя жизнь пары: привычная нежность и еще незнакомое отчуждение, тщетные побеги и вынужденные возвращения, боль настоящего и робкие помыслы о другом будущем. Эти чувства обе балерины передают с почти пугающей телесной отчетливостью, сохраняя неподвижность зачарованных лиц. Кому из них я бы отдала «Золотую маску» — не знаю.
Но отдавать не придется: десять экспертов не сочли их работу достойной актерских номинаций — в конкурсе заявлен только балет «Postscript». Остальные спектакли программы вместе с их исполнителями не номинированы вовсе: ни «Фавн», бережно лелеемый Парижской оперой, ни балет Ратманского, кочующий по ведущим сценам мира. Зато те же эксперты признали в качестве балета оперу Стравинского «Мавра» (см. “Ъ” от 20 июля 2021 года) с убогими подтанцовками, способными украсить разве что сцену заштатного ДК. А шестерых перформеров, обживающих музейные залы (в том числе того, который лежит неподвижно, как экспонат), выдвинули за выдающиеся актерские достижения. Как из этой ситуации, созданной многомудрыми экспертами, явно недолюбливающими балет в целом и Большой театр в частности, выкрутится профессиональное жюри, не имеющее права премировать неноминированные работы, станет известно 20 апреля — на церемонии награждения «Золотыми масками». Если, конечно, ее не сорвет коронавирус.