«Годзилла» подмяла кинопрокат
На рынке кинодистрибуторов России сменился лидер
Крупнейшим в России кинопрокатчиком по итогам 2021 года впервые стала Universal Pictures International (UPI). Общий бокс-офис 28 выпущенных ею фильмов, включая «Дюну» и «Годзиллу против Конга», обеспечил почти 28% всех сборов проката за год. Прежний лидер, «Централ Партнершип» (ЦПШ), оказался только на четвертом месте. В 2022 году конкурировать с UPI за первое место будет Disney, считают эксперты.
В Estimate Company по просьбе “Ъ” подсчитали, что ведущим российским прокатчиком по итогам 2021 года стало российское подразделение UPI, чьи фильмы собрали в СНГ за год 11,2 млрд руб., на 605% больше, чем в 2020 году. Это произошло за счет увеличения числа релизов с 13 до 28: с прошлого года UPI стала партнером Warner Bros. и прокатывает в России фильмы двух крупнейших голливудских студий. Их самые кассовые релизы 2021 года — «Годзилла против Конга», «Мортал Комбат», «Дюна», «Отряд самоубийц: Миссия навылет» и «Матрица: Воскрешение», собравшие 4,43 млрд руб. только в России.
Прокатчики, или кинодистрибуторы, выступают посредниками между киностудиями и кинотеатрами — договариваются о числе сеансов, занимаются продвижением и получают комиссию 12–15% от собранной кассы.
Исторически крупнейшим прокатчиком в России было предприятие Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing, оно прокатывало фильмы Disney и Sony. Но в начале 2020 года предприятие разделилось на Walt Disney Studios (WDS) и Sony Pictures Productions and Releasing (SPPR). В 2021 году WDS собрал 10,3 млрд руб. и занял второе место, а SPPR — 8 млрд руб. и стал третьим, хотя именно фильмы Sony оказались самыми кассовыми: «Человек-паук: Нет пути домой» и «Веном-2».
Лидировавший в 2020 году прокатчик ЦПШ (входит в «Газпром-медиа») занял в 2021 году четвертое место по сборам. Аналитик Estimate Company Тимур Имаев объясняет, что в ЦПШ подвели итоги «новогодней битвы», самого урожайного периода для кинопроката. Так, под новый 2020 год компания выпустила самый кассовый в новейшей истории российского проката фильм «Холоп» (собрал больше 3 млрд руб.) и второго полнометражного «Полицейского с Рублевки», которые в сумме дали ей почти половину сборов за год. А в 2021 году в январе у ЦПШ вышли «Серебряные коньки» и «Огонь», сборы которых были хуже и обеспечили только четверть годовой кассы, отмечает аналитик.
Единственным независимым прокатчиком в топ-5 второй год остается «Вольга»: выпустив 19 фильмов, она заработала 1,6 млрд руб. Занимать высокие места компании удается благодаря фильмам Гая Ритчи; в 2021 она прокатывала «Гнев человеческий», собравший почти 1 млрд руб., отмечают в Estimate Company. Среди остальных релизов более 100 млн руб. собрала только романтическая драма «После. Глава 3». В ЦПШ и UPI не ответили на запрос, в Disney и «Вольге» отказались от комментариев.
Крупнейшие кинопрокатчики в 2021 году
|
Источник: Estimate Company.
По мнению гендиректора SPPR Антона Сиренко, сравнения с 2020 годом не слишком показательны, поскольку его значения были предельно низкими из-за переносов премьер на фоне пандемии. Так, большую часть сборов SPPR принесли российские фильмы. В 2021 году студийные блокбастеры «вернули планку сборов на высокий доковидный уровень», говорит господин Сиренко.
Свои второстепенные релизы за последние полтора года Sony Pictures в основном распродали онлайн-платформам, отмечает аналитик «Кинобизнеса сегодня» Станислав Демиденко. ЦПШ же по большей части работал с российским кино, отсюда и «довольно скромные результаты», продолжает он: чуть больше 500 млн руб. собрали только фильмы «Батя» и «Пара из будущего», за 300 млн перевалили «Чернобыль» и «Пальма». Из голливудского кино ЦПШ выпускает фильмы Paramount Pictures, но та часто переносит премьеры. В 2022 году UPI и Disney, чей пакет всегда был сильным, снова будут бороться за лидерство, а Sony без гарантированных хитов сдаст позиции, считает эксперт.