Наука зарабатывать
В ВШЭ изучили предпринимательские навыки ученых
Ученые, обладающие предпринимательскими навыками, на рынке труда успешнее коллег, таких умений не имеющих. Исследователи из ВШЭ в своей работе показали, что уровень таких навыков часто определяет социальную стратификацию специалистов, работающих в сфере исследований и разработок (R&D). Прежде всего бизнес-навыки существенно влияют на уровень дохода ученых. Актуальность исследования его авторы связывают с тем, что коммерциализация научных знаний сейчас особенно важна в связи с глобальной конкуренцией за прорывные технологии.
Работа «Влияние предпринимательских навыков на социальную стратификацию высококвалифицированного персонала в сфере исследований и разработок. Пример России» подготовлена Натальей Шматко и Валентиной Пермяковой из Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Особый интерес к исследованию обусловлен противоречием между возрастающим значением внедрения инновационных технологий и сохраняющейся в РФ слабостью механизмов коммерциализации знаний и разработок.
Для того чтобы определить влияние предпринимательских навыков на социальное расслоение научного сообщества, ученые определили для себя несколько задач. Было необходимо выявить факторы, влияющие на уровень способностей к бизнесу, установить связь между ними и научными достижениями, а также сконструировать социальное пространство научных кадров и определить факторы его дифференциации, в том числе стратификацию на основе обладания предпринимательскими способностями. Выборка исследования составила 1742 респондента в возрасте от 21 до 70 лет.
Ключевая гипотеза авторов — предпринимательские навыки приводят к расслоению научного сообщества.
В качестве переменных были взяты уровень владения этими навыками, ученая степень, научная специализация, публикационная активность, среднегодовой доход, возраст, пол. Кроме того, учитывались должность на основной работе, сфера занятости (высшее образование, государственный сектор, бизнес), наличие дополнительной работы в предпринимательском секторе.
Авторы выделили несколько групп ученых на основе их доходов. Так, исследователи с наибольшим среднегодовым доходом (от 1,1 млн руб.), как правило, имеют степень доктора наук в инженерном деле, естественных науках или математике. Их возраст — от 50 до 70 лет, у них высокий уровень публикационной активности, они занимают высокие должности в своих организациях или департаментах. Кроме того, такие ученые часто имеют вторую или третью работу в коммерческом секторе и регулярно применяют предпринимательские навыки в работе.
Ученые с наименьшим доходом (менее 300 тыс. руб. в год), это, как правило, женщины, возраст — до 29 лет, они кандидаты гуманитарных и/или сельскохозяйственных наук. Эти исследователи имеют низкий уровень публикаций и, как правило, работают в образовательных организациях или государственном секторе. Они редко или никогда не применяют предпринимательские навыки в своей профессиональной деятельности. Уровень дохода ученых, которые периодически применяет такие навыки в своей работе, находится в диапазоне от 500 тыс. до 1 млн руб.
Результаты работы позволили выстроить социальное пространство научных кадров и выявить основные дифференцирующие факторы.
«Премия» от применения предпринимательских навыков чаще всего выражается в более высокой заработной плате. Авторы работы отмечают, что сфера науки сейчас существенно меняется под воздействием глобальных вызовов, и поэтому «портфель компетенций» ученого должен включать междисциплинарные навыки, способность работать в режиме многозадачности и создавать инновации, инициативность и предприимчивость.