«Модуль» пристыковался к Московскому проспекту
У бизнес-центра «Пушной дом» сменился собственник
На фоне роста ставок аренды и нехватки крупных блоков на офисном рынке Петербурга растет интерес к покупке объектов конечными пользователями. Совладелец транспортной компании «Модуль» Владимир Гай приобрел бизнес-центр «Пушной дом» в Московском районе стоимостью до 1 млрд рублей под размещение ее офиса. В отличие от профильных инвесторов, конечные пользователи готовы приобретать объекты с премией к рынку, указывают эксперты.
О продаже бизнес-центра «Пушной дом» “Ъ” рассказали три источника на рынке коммерческой недвижимости. Как уточнил один из собеседников “Ъ”, объект площадью 12,6 тыс. кв. м на Московском проспекте перешел в собственность ООО «Интермодал». Эта компания принадлежит совладельцу транспортно-экспедиторской компании «Модуль» и страховщика «Гайде» Владимиру Гаю, указано в «СПАРК-Интерфакс». Господин Гай и управляющий партнер Avalon Estate (брокер сделки) Александр Волошин подтвердили “Ъ” эту информацию.
Офисным зданием прежде владело московское АО «Пушной дом», следует из его отчетности. Источники “Ъ” связывают эту компанию с банком «Зенит». Собственником АО «Пушной дом» является ООО «АК "Союзпушнина"» Марии Соколовой, которая, по данным «СПАРК-Интерфакс», в прошлом была акционером и членом совета директоров банка «Зенит». В кредитной организации лишь сообщили “Ъ”, что никогда не были собственником здания.
Управляющий партнер IPG.Estate Иван Починщиков оценивает стоимость здания в 800 млн рублей, другой собеседник “Ъ” говорит о сумме в 1 млрд рублей. Предыдущий собственник провел реконструкцию объекта с учетом охранных обязательств и оснастил его современными инженерными системами, поэтому существенных инвестиций в приспособление здания под собственную концепцию не потребуется, говорит господин Волошин.
В «Пушном доме» разместятся головной офис транспортной компании «Модуль», филиал и медицинский центр компании «Гайде», а также заведения общепита, рассказал “Ъ” господин Гай. Переезд в здание, по его словам, займет несколько месяцев. Сейчас штаб-квартира «Модуля» располагается в бизнес-центре «Санкт-Петербург Плаза» на Малоохтинском проспекте. Новый офис за счет большого метража позволит улучшить условия работы сотрудников, что важно в условиях обострившейся конкуренции за специалистов, подчеркивает господин Гай. Аукционный зал будет использоваться для проведения обучающих лекций и семинаров, уточняет он.
Покупкой здания интересовались сеть бизнес-центров «Сенатор», Renaissance Development, а также конечные пользователи, отмечает господин Волошин. Владельцы офисной недвижимости могли отказаться от сделки, поскольку здание имеет много охранных обязательств и большие потери полезной площади, в том числе из-за аукционного зала, рассуждает руководитель отдела финансовых рынков и инвестиций компании JLL Сергей Владимиров. В отличие от профильных инвесторов, конечные пользователи готовы приобретать объект с премией к рынку, тем более в данном случае покупатель продумал использование пространства зала торгов, объясняет партнер Jensen Group Дмитрий Абрамов.
«Пушной дом» был построен в 1939 году для объединения «Союзпушнина», которое было единственным организатором аукционов по продаже пушнины и изделий из меха в СССР. В начале 1990-х годов «Союзпушнина» была преобразована в акционерное общество, которое до 2003 года находилось в собственности государства. После приватизации госпакет акций перешел к структурам, которые связывали с банком «Зенит», сообщал “Ъ”. Кредитная организация планировала использовать объект под собственный офис, но затем отказалась от этой идеи, напоминает источник “Ъ”.
В прошлом году в Петербурге состоялось несколько крупных сделок по приобретению офисов под собственные нужды. Среди них покупка компанией «Россети Ленэнерго» площадей в «Балтийском деловом центре» и «Росстройинвестом» в здании на Левашовском проспекте. Также близка к завершению сделка по приобретению китайской корпорацией Huawei бизнес-центра «Кантемировский» (50 тыс. кв. м) на Аптекарской набережной.
Покупка собственного актива — хороший вариант диверсификации бизнеса, особенно в период пандемии, когда возникали сложности в договорных отношениях по аренде с собственниками, уверен господин Починщиков. Арендаторы чаще стали интересоваться покупкой офисов, поскольку одновременно возросли ставки аренды качественных площадей и снизилось предложение крупных блоков, а также требуется защитить возросшие затраты на отделку, перечисляет господин Абрамов. Но повальной эту тенденцию назвать нельзя, подчеркивает он. Наличие собственной недвижимости приводит к дополнительным затратам на эксплуатацию и администрирование и лишает бизнес мобильности, объясняет господин Абрамов.
Сейчас многие собственники офисных зданий в Петербурге стали задумываться о реализации своих активов или их предпродажной подготовке (реконструкции, репозиционировании, улучшении пула арендаторов), замечает господин Владимиров. Но на рынке пока недостаточно объектов для покупки площадью 15–20 тыс. кв. м под собственные нужды либо их стоимость превышает рыночную, сетует господин Починщиков.