Петр Порошенко вышел сухим из угля
Экс-президент Украины избежал ареста, по крайней мере пока
Заседание Печерского районного суда Киева закончилось в среду важной, пусть и промежуточной, победой экс-президента Петра Порошенко: его не стали арестовывать, а отпустили под личные обязательства. Бывшего главу государства подозревают в совершении госизмены и финансировании терроризма при поставках угля из неподконтрольной украинским властям части Донбасса в 2014–2015 годах. Собеседники “Ъ” в Киеве считают решение суда признаком слабости власти, которая могла пойти на попятную под натиском сторонников экс-президента. При этом, отмечают они, речь идет лишь о «начале длинного сериала».
Заседание Печерского районного суда Киева по так называемому угольному делу прошло для Петра Порошенко удачно. Суд отпустил его под личные обязательства, предписав сдать заграничный паспорт. Это самая мягкая мера пресечения из всех возможных. Прокуратура настаивала на аресте экс-президента (а ныне депутата Верховной рады) с возможностью внесения залога на сумму 1 млрд гривен (около $37 млн).
Избирать меру пресечения Петру Порошенко начали еще 17 января. Утром в тот день экс-президент вернулся из-за границы, куда спешно уехал 17 декабря — сразу после неудачной попытки правоохранителей вручить ему повестку в суд. Заседание затянулось до полуночи. Защита настаивала на том, что процедура присвоения статуса подозреваемого их клиенту проходила с нарушениями, а значит, суд не должен рассматривать ходатайство прокуроров. Судья Андрей Соколов пробыл в совещательной комнате более пяти часов, но так и не огласил свое решение. Заседание перенесли на среду.
Ваш браузер не поддерживает видео
Напомним, что в декабре прошлого года Петр Порошенко стал фигурантом дела об организации незаконной схемы поставок угля из Донбасса. Речь идет о том же деле, по которому в качестве обвиняемого проходит глава политсовета пророссийской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук, ныне находящийся под домашним арестом. В частности, экс-президента подозревают в том, что в 2014–2015 годах он, действуя в сговоре с группой лиц (в том числе с высшим руководством РФ), содействовал «деятельности террористических организаций ЛНР и ДНР». Следствие считает, что действия политика подпадают под статьи о госизмене, финансировании терроризма и создании террористической организации.
Петр Порошенко не скрывал радости по поводу судебного решения. Сразу после того, как оно было оглашено, он вместе со своими соратниками по партии «Европейская солидарность» и женой Мариной спел национальный гимн.
«Мы продемонстрировали, что их не боимся,— заявил он.— Мы не празднуем победу, потому что безумный сценарий (президента Украины Владимира.— “Ъ”) Зеленского как полного неадеквата еще не завершен». Он указал, что намерен продолжить свою политическую деятельность и обжаловать решение суда об изъятии у него загранпаспорта. При этом Петр Порошенко призвал власть к единству, отметив, что его настоящий враг — это президент РФ Владимир Путин. «Украина и поведение агрессора требуют национального консенсуса»,— подчеркнул депутат.
Поддержать Петра Порошенко у здания суда вышли несколько тысяч его сторонников. Они держали плакаты с надписями: «Руки прочь от Порошенко», «Нет политическим репрессиям» и «Зеленский — диктатор», а также скандировали: «Позор!», «Вместе к победе!» и «Порох есть — дадим огня!». «Это сегодня наш фронт, фронт борьбы за наше государство, потому что в то время, как наши парни и девушки защищают Украину на востоке, нам нужно отвоевать Украину здесь! — кричал с порога здания суда однопартиец экс-президента Алексей Гончаренко.— Когда весь мир борется с Путиным, Зеленский борется с Порошенко. Вот такой сегодня момент, и весь мир шокирован».
В отличие от понедельника, в этот раз митинг проходил неспокойно. За несколько часов до заседания начались столкновения с полицией. Они были вызваны тем, что правоохранители пытались оттеснить протестующих от палаток и забрать бочки, в которых сторонники Петра Порошенко хотели разжечь огонь, чтобы согреться.
После оглашения судом решения митингующие не стали расходиться, а во главе с депутатами от «Европейской солидарности» двинулись победным шествием в сторону офиса президента Украины.
Там они принялись скандировать «Зелю прочь!», имея в виду президента Зеленского.
Директор Украинского института политики Руслан Бортник в беседе с “Ъ” допустил, что на решение суда могла повлиять фигура судьи Соколова. Он напомнил, что тот был назначен на должность в 2017 году, во время президентства Петра Порошенко. «Среди других возможных факторов — определенное давление со стороны западных партнеров, улицы, непростая ситуация вокруг Генеральной прокуратуры,— отметил эксперт.— Понятное дело, что это решение может ударить по рейтингу власти, поскольку вызовет разочарование у многих украинцев и будет воспринято как элемент слабости. Тем более что это решение нелогично с юридической точки зрения: в отношении других фигурантов дела, в том числе Медведчука, применена более жесткая мера пресечения». Поэтому, по словам господина Бортника, скорее всего, прокуратура будет обжаловать решение суда. «По существу дело еще не рассматривается. Это лишь начало длинного сериала под названием "Как Петр Порошенко торговал страной, когда украинские солдаты гибли в Дебальцево"»,— добавил он.
«Президент Зеленский надеялся, что Порошенко сбежит (за границу.— “Ъ”) и не вернется. Здесь просто нужно знать характер Петра Алексеевича. Но он вернулся, и эта история неприятна для всех,— сказал “Ъ” украинский политтехнолог Дмитрий Раимов, близкий к правящей партии "Слуга народа".— Изначально офис президента поставил задачу посадить Порошенко под домашний арест, но максимально мягко, чтобы не вызывать лишнее социальное напряжение в преддверии возможной войны. Суд услышал, что нет команды "фас", и решил отреагировать настолько мягко, насколько можно. Тем самым в неудобном положении оказались все».
Теперь, по словам эксперта, власти будут пытаться максимально затянуть судебный процесс, чтобы сбавить градус напряжения и подвести приговор господину Порошенко к президентским и парламентским выборам.
«Власть, очевидно, хотела арестовать Порошенко, но украинское общество не позволило, поэтому власть пошла по мягкому пути»,— в свою очередь, поделился с “Ъ” своим мнением Алексей Гончаренко. Говоря о будущем, депутат от «Европейской солидарности» выразил уверенность, что давление украинских властей на политических оппонентов продолжится. При этом, отметив, что «Украина — не Россия», он дал понять, что подобное давление Владимиру Зеленскому достичь своих целей не поможет.