Инвесторов в Россию не замайнишь
Доклад ЦБ насторожил криптовалютчиков
Публикация консультативного доклада ЦБ о жестком регулировании отрасли криптовалют вызвала негативную реакцию инвесторов и клиентов крупнейших игроков. В частности, некоторые затормозили выход на российский рынок, а часть задумалась о диверсификации. Реальный же запрет, по мнению экспертов, может повлечь за собой отток специалистов и сокращение рабочих мест, а также лишит бюджет потенциальных поступлений в 50 млрд руб. в год.
Крупнейшие участники российского рынка майнинга начали пересматривать риски в своей деятельности, показал опрос “Ъ”. Поводом стала публикация на прошлой неделе консультативного доклада ЦБ, в котором регулятор жестко выступил за запрет обращения криптовалют, а также ограничение их использования в качестве инвестиций (см. “Ъ” от 20 января).
Заявления регулятора стали причиной паузы в проекте строительства сети ЦОД (также используется для майнинга) с совокупным объемом инвестиций до $150 млн, рассказал совладелец компании BWC UG Роман Забуга. По его словам, реализация проекта обсуждалась больше полугода. Он не исключает, что теперь развитие площадок предстоит реализовать по другому сценарию.
По данным Cambridge Centre for Alternative Finance, Россия занимает третье место по размеру вычислительных мощностей (11,3%), используемых при майнинге криптовалют. На первом находятся США (более 35%), на втором — Казахстан (более 18%), на четвертом — Канада (9,6%), на пятом — Ирландия (4,7%). По оценке BitRiver, майнингом в России занимаются около 300 тыс. физических и юридических лиц. Годовая выручка от майнинга биткойна достигает $1,5 млрд, по другим криптовалютам — $2,5 млрд. Крупнейшими частными операторами дата-центров являются BitRiver (650 МВт мощностей), BitCluster (50 МВт) и BWC UG (50 МВт). На российском рынке работает EMCD — крупнейший майнинговый пул Восточной Европы (более 150 тыс. устройств, 80 тыс. клиентов). Он контролирует 1,7% хешрейта (суммарная вычислительная мощность устройств) биткойна.
Некоторые участники отрасли задумались о диверсификации, отмечает основатель сообщества майнеров TerraCrypto Никита Вассев. Он фиксирует запросы о хостингах (размещении оборудования) в Канаде и Исландии, поскольку «никто не хочет стать заложником отключения интернета в стране, как это было в Казахстане», а «запрет на майнинг — это еще больший коллапс».
Сооснователь ENCRY Foundation Роман Некрасов говорит о настороженности зарубежных инвесторов, которые работали с российскими майнинговыми компаниями.
В день публикации доклада ЦБ его завалили письмами с просьбой прояснить ситуацию, в том числе от инвесторов, которые только планировали размещение определенных вычислительных мощностей. В BitRiver и BitCluster заявили, что ожидают более определенных законодательных инициатив.
EMCD в ближайшее время намерена составить и направить в ЦБ предложения по вопросам, затронутым в докладе. Глава компании Михаэль Джерлис, в частности, отметил предложения по налогообложению, адекватному уровню издержек и рисков, а также признанию майнинга предпринимательской деятельностью. Среди других инициатив — «специальные тарифы для майнинговых компаний, а также льготы для тех, кто готов разместить мощности в депрессивных регионах России или там, где у энергетиков есть избыточные мощности», отметил он.
Анатолий Аксаков, глава комитета Госдумы по финансовому рынку, в интервью ТАСС 24 января:
«Важно поставить точки по многим вопросам, тем более что тот же майнинг создает проблемы для потребителей электроэнергии, для местных властей».
В то же время все собеседники “Ъ” признают, что доклад ЦБ не равносилен реальному запрету на майнинг, а жесткая риторика «не нова». В частности, сооснователь BitCluster Сергей Арестов сообщил, что по-прежнему получает запросы от иностранных клиентов на размещение оборудования.
Реальное же признание направления нелегальным может повлечь за собой серьезные последствия, подчеркивают эксперты.
Речь идет о релокации мощностей, сокращении рабочих мест, потере потенциальных налогов и платы за электроэнергию, а также оттоке ИТ-специалистов. При этом фактически запретить майнинг, по мнению участников рынка, все равно не удастся: подпольные площадки и без проблем врезаются в электрощитки и воруют электроэнергию. Если же, наоборот, рынок легализуют, а криптовалютные операции при переводе в фиатные средства буду облагаться налогом на прибыль или НДФЛ, в консолидированный бюджет России, по оценке гендиректора BitRiver Игоря Рунца, «только на первом этапе» ежегодно будет в среднем поступать более 50 млрд руб. в виде доходов.