Проезд по безбанкротному тарифу

Статус ОАО РЖД изменят для привлечения более дешевых кредитов

Правительство собирается запретить банкротство ОАО РЖД — такие поправки к законодательству необходимы, чтобы компания соответствовала критериям организации государственного сектора в терминологии международного банковского регулирования «Базель III». Это позволит банкам создавать меньше резервов под предоставление финансирования ОАО РЖД. По мнению экспертов, новая мера облегчит для банков взаимодействие с монополией, которой с учетом масштабной инвестпрограммы придется увеличивать заимствования, а также замещать часть валюты рублями в долговом портфеле с учетом текущей геополитической напряженности.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Правительство собирается внести изменения в закон об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, соответствующий проект опубликован на regulation.gov.ru.

В закон вносится специальная статья о том, что ликвидация или реорганизация ОАО РЖД возможна только на основании отдельного федерального закона, а действие закона о банкротстве на компанию не распространяется.

Как следует из пояснительной записки, это нужно, чтобы ОАО РЖД смогло полностью соответствовать критериям организации государственного сектора (PSE) в терминологии «Базеля III». Для таких организаций Банк России установил пониженный коэффициент риска, поскольку государство, как ожидается, окажет им помощь в случае каких-либо финансовых проблем. Чем ниже коэффициент риска, тем меньше резервов банк должен создавать по кредитам таким компаниям. Для соответствия критериям нужен особый правовой статус компании, включающий в себя учреждение государством, стратегическую значимость и установление особой процедуры банкротства.

100% акций ОАО РЖД принадлежат и по закону могут принадлежать только РФ. Стратегической компанией оно уже является. Не хватало только особой процедуры банкротства. Сейчас для облигаций ОАО РЖД коэффициент риска составляет 65%, а будет — 20%, что позволит высвободить банковские лимиты для финансирования инвестпрограммы ОАО РЖД. Как сообщается в пояснительной записке, ОАО РЖД является одним из крупнейших заемщиков на российском рынке с объемом облигаций в обращении более 1,1 трлн руб.

Инвестпрограмма ОАО РЖД в ближайшие три года запланирована в размере свыше 1 трлн руб. в год и финансируется с дефицитом, который покрывается за счет тарифных и других мер и привлечения кредитов. Финансовый план компании предполагает чистый долг в 2022 году на уровне 1,97 трлн руб., отношение его к EBITDA — 3,5. Далее последний показатель вырастет — до 3,9 в 2023 и 2024 годах.

В ОАО РЖД не пояснили, на какое улучшение условий заимствования рассчитывают в связи с этим актом, сообщив лишь, что «статус организации государственного сектора положительно повлияет на стоимость заемного капитала для компании».

Снижение риск-премии сделает вложения в такие бумаги очень привлекательными, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Банки смогут приобретать больше ценных бумаг ОАО РЖД, так как нагрузка на их капитал станет ниже, отмечает эксперт. «Кроме того, снижение риска на капитал влияет и на рентабельность продуктов для банков, что теоретически сделает для них прибыльными вложения в менее доходные ценные бумаги ОАО РЖД»,— добавляет он.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что с учетом масштабной инвестпрограммы наращивать заимствования ОАО РЖД в любом случае придется, а с учетом текущей геополитической нестабильности придется и реструктурировать долговой портфель, замещая часть валютных заимствований рублевыми. Для этого нужно сделать ОАО РЖД как можно более привлекательным заемщиком и создать для него условия, при которых оно будет иметь наибольшую гибкость в выборе источника финансирования. Принятая мера по снижению лимитов, полагает эксперт, облегчит для банков, в том числе государственных, взаимодействие с ОАО РЖД.

Наталья Скорлыгина, Виталий Гайдаев

Вся лента