«Восстанавливаем старые советские связи»

Дмитрий Дризе — о дружбе России, Кубы, Никарагуа и Венесуэлы в новых условиях

Президенты России и Кубы Владимир Путин и Мигель Диас-Канель Бермудес не обсуждали военные базы — речь шла о международных и региональных проблемах, заявили в Кремле. Ранее глава российского государства поговорил с лидерами Никарагуа и Венесуэлы Даниэлем Ортегой и Николасом Мадуро. Основной темой этих бесед были аспекты двустороннего сотрудничества. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Москва напоминает Западу о противостоянии времен Холодной войны.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Местная пресса с восторгом комментирует общение Владимира Путина с коллегой Мигелем Диас-Канелем. Вывод делается следующий: пора уже объединяться с Россией, Ираном, Китаем, Северной Кореей, а также братскими Венесуэлой и Никарагуа против соседа-империалиста. Более того, нужно создать единый фронт, дабы остановить господина Байдена.

В начале января Никарагуа посетила представительная иранская делегация во главе с вице-президентом республики по экономическим делам Мохсеном Резаи. К слову, в Аргентине его обвиняли в причастности к теракту в еврейском культурном центре Буэнос-Айреса. Тем не менее он побывал на инаугурации президента Никарагуа, большого друга Советского Союза Даниэля Ортеги, а затем прибыл на Кубу, где также получил аудиенцию на высшем уровне. В Москве тем временем гостил президент Ирана Эбрахим Раиси.

Между тем Куба является крупнейшим получателем российской гуманитарной помощи. С конца декабря в республику доставлено 80 тонн медикаментов и иных средств борьбы с эпидемией. На подходе также сухогруз с 20 тыс. тонн муки. Непросто живет Остров свободы: всегда были проблемы с продовольствием, а тут еще и COVID-19.

Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Сергеевич Песков был более сдержан в комментариях. Военные базы не обсуждались — речь идет о синхронизации позиций по международным и региональным проблемам.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России

Отношения между Российской Федерацией и Кубой имеют глубокие традиции. Они наполнены конкретным содержанием. Действительно, синхронизация позиций по международным и региональным проблемам, которые представляют взаимный интерес, чрезвычайно важна.

На проблему нужно смотреть шире: речь идет не просто о базах, а о потенциальном военно-политическом альянсе — альтернативе так называемому цивилизованному Западу. Собираем земли, восстанавливаем старые советские связи, утраченные было за годы либерального правления. Есть здесь и подводные камни, куда уж без них. Создать союз, конечно, можно, однако в НАТО входят в основном богатые страны. А у нас состав, скажем прямо, не очень боевой в этой части хотя бы потому, что приходится поставлять гуманитарную помощь.

Поэтому все это, конечно, хорошо и правильно, но за чей счет банкет? Кто заплатит? Москва и так немалые деньги тратит на содержание своих баз в бывшем СССР: Белоруссию вот приходится поддерживать. А здесь еще и гордая Латинская Америка, да и Ирану тоже несладко под санкциями, не говоря уж о Северной Корее. Что касается китайских товарищей, до сих пор они никуда особенно вступать не торопились как минимум потому, что по-прежнему являются крупнейшим торговым партнером Америки.

И даже если предположить, что такой союз все-таки сложится, возникает второй интересный вопрос: кто в нем будет играть первую скрипку? Ответ не выглядит однозначным. Кто больше, богаче, сильнее, тот и лидер. И, наконец, главное — насколько мы в итоге накажем Америку. А то опять же злые языки скажут: с такими союзниками и врагов не надо.

Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.

Вся лента