Лавров: США и НАТО не ответили на главные требования России по безопасности
Ответ США позволяет рассчитывать на начало серьезного разговора, но по второстепенным вопросам, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, комментируя письмо США и НАТО. Он подчеркнул, что нет реакции на главный вопрос России. Решение о дальнейших шагах России будет принимать президент Владимир Путин.
Ваш браузер не поддерживает видео
«По главному вопросу в этом документе позитивной реакции нет. Главным вопросом является наша четкая позиция о недопустимости дальнейшего расширения НАТО на восток и размещения ударных вооружений, которые могут угрожать территории Российской Федерации. Эта позиция сложилась не на пустом месте»,— подчеркнул Сергей Лавров. Он напомнил обо всех обещаниях о нерасширении НАТО западных партнеров, которые они сегодня не хотят признавать.
«Нам сначала сказали, что заверения были устные. Потом, когда мы показали мемуарную литературу, наши западные партнеры стали ссылаться на то, что это было не совсем серьезно, их не так поняли. Совсем не "по-взрослому" стали объяснять свою линию на безоглядное расширение альянса»,— добавил министр.
Он сослался на письменные документы, под которыми подписались лидеры всех стран, входящих в ОБСЕ, включая президента США (Стамбульская декларация 1999 года, Астанинская декларация 2010 года), где было записано, что «все привержены принципу неделимости безопасности и обязуемся свято его соблюдать».
«Этот принцип четко сформулирован. В нем два главных взаимосвязанных подхода. Первый: признается право каждого государства свободно выбирать военные союзы. Второй: обязательство каждого государства не укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Иными словами — право выбора союзов четко обусловлено необходимостью учитывать интересы безопасности любого другого государства ОБСЕ, в том числе Российской Федерации»,— пояснил Сергей Лавров. Он указал, что принцип, согласно которому нельзя укреплять свою безопасность за счет безопасности других, сознательно замалчивается.
«Мы такое положение принять не можем»,— подчеркнул министр. По его словам он предупредил госсекретаря США Энтони Блинкена и других коллег, что в самое ближайшее время Россия направит им официальный запрос с требованием объяснить, почему они выдергивают из своих собственных обязательств только один пункт. Это будет официальный запрос всем странам, чьи лидеры подписывали Стамбульскую декларацию и Астаны, сообщил министр.
В остальном, по его словам Россия продолжает изучать ответ, который получен от американцев и НАТО. «Рассматриваем два документа в комплексе, с учетом того что они являются реакцией на проекты договора и соглашения, распространенных нами в декабре 2021 года. После межведомственного согласования будем докладывать президенту. Он будет принимать решение о наших дальнейших шагах»,— заключил министр.
Накануне США и НАТО передали России письменные ответы на ее требования о гарантиях безопасности. В том числе Москва предлагала Вашингтону взять на себя обязательство о недопущении расширения НАТО на восток, прекратить военное сотрудничество с постсоветскими странами, убрать с территории Европы свое ядерное оружие и не размещать там каких-либо ударных систем, способных угрожать России. Всего в проекте договора восемь статей. Некоторые из них в Вашингтоне и Брюсселе сочли неприемлемыми.
Ответы в МИД РФ привез в среду вечером американский посол Джон Салливан. Вашингтон просил Москву не разглашать текст их послания, но в итоге госсекретарь США Энтони Блинкен сам рассказал о сути переданного России документа. Из его слов следует, что любое государство имеет право самостоятельно решать, в какие союзы входить и как обеспечивать свою безопасность, а двери НАТО по-прежнему открыты для всех желающих.
Действия России в Вашингтоне и Брюсселе рассматривают как «подрывающие безопасность и стабильность». В то же время есть перечень направлений, где США считают возможным «на условиях взаимности» договориться с Россией. Это контроль над вооружениями (в том числе об ограничении размещения ракетных систем), повышение транспарентности военной деятельности и снижение рисков. «Госсекретарь уточнил, что президент Джо Байден лично участвовал в составлении ответа США и он скоординирован с европейскими союзниками Вашингтона и Киевом.
Подробнее в материале «Ъ» «Без особого востока».