Краудлендинг в поисках инвесторов
Площадки займутся диверсификацией
В 2022 году рынок краудлендинга вырастет вдвое и достигнет 18 млрд руб. Удвоится и количество действующих платформ. Уже сейчас бизнес начинает все активнее пользоваться этим инструментом, и 90% компаний, привлекавших средства таким образом, возвращаются и увеличивают лимиты. Впрочем, множество факторов, в том числе регуляторных, сдерживают развитие рынка. Поэтому участники рынка нацелены на расширение специализации инвестиционных платформ.
По данным Ассоциации операторов инвестиционных платформ (АОИП; подготовлены компанией «Манифрендс»), объем рынка краудлендинга по итогам 2021 года составил 8,9 млрд руб. Этот результат в два раза превышает показатель 2020 года. Только в декабре прошлого года объем выдач превысил 1,1 млрд руб. Число платформ в реестре ЦБ за год увеличилось в 2,5 раза, до 51. В 2022 году ожидается продолжение удвоения рынка — до 18 млрд руб. и до 100 платформ в реестре. Компании, которые попробовали привлечь средства через краудлендинг в 90% случаев возвращаются обратно на платформу, увеличивая лимиты, приводит данные основатель краудлендинговой платформы JetLend Роман Хорошев.
Краудлендинг — это способ привлечения средств в бизнес с помощью специальных интернет-площадок. Деньги можно взять в долг, обменять на долю будущей прибыли. Средства выдают инвесторы — физические или юридические лица.
Однако рынок краудлендинга в России развивается значительно медленнее, чем на западных рынках. Для сравнения: в США прогнозируемый объем рынка в 2022 году составляет $270,9 млрд. Впрочем, показатели западных рынков не могут быть ориентиром для российского рынка, замечает управляющий партнер «Манифрендс» Юрий Колесников, поясняя, что «там совсем иное состояние сегмента МСБ, больше исходная база как инвесторов, так и заемщиков». По его словам, рост российского рынка «будет стремительным в относительных величинах за счет низкой базы, но в абсолютных цифрах вряд ли».
Развитие российского рынка сдерживают неизвестность инструмента среди инвесторов и бизнеса, молодость и недостаточная законодательное обеспечение, нехватка надежных заемщиков.
«Нормальные заемщики кредитуются в банках и пользуются помощью институтов поддержки, а ненадежные — не проходят скоринг и андеррайтинг инвестплатформ»,— поясняет господин Колесников. По его словам, для инвесторов прямые вложения в предприятия МСБ без финансовых посредников — новая форма инвестирования, к которой надо привыкнуть. Помимо этого, на рынке пока не найден баланс между приемлемой доходностью для инвесторов и допустимой стоимостью денег для заемщиков, добавляет эксперт.
Кроме того, рост будут сдерживать и проблемы, связанные со статусом налогового агента, так как нет четко сформулированной процедуры в законе, которая подтверждает, что инвестиционные платформы являются явным налоговым агентом, добавляет господин Хорошев. Сейчас у платформ нет возможности осуществлять функции налоговых агентов, прозрачно оплачивать НДФЛ, полученный физлицами, в бюджет, поясняет он. Поэтому заемщики должны самостоятельно рассчитывать НДФЛ, заполнять декларации, что является «большой головной болью бухгалтерии, и не все предприниматели на это соглашаются».
И в эти условиях платформы вынуждены искать способы дифференцироваться между собой в глазах клиентов, описывает ситуацию исполнительный директор АОИП Кирилл Косминский. В целом рынок в 2022 году будет развиваться за счет расширения практики доверительного управления: платформа берет на себя функции управления портфелем инвесторов и инвестирует их в оцененные ею займы компаний, уверен гендиректор инвестплатформы StartTrack Антон Утехин. Еще одним ключевым трендом на рынке, по его мнению, станет большая специализация платформ — на госконтрактах, недвижимости, рынках акций, займов, «автоматическом инвестировании» в займы.