Лучшая подруга бриллиантов
Алмазодобывающая отрасль растет благодаря пандемии
Мировые цены на алмазы за 2021 год выросли на 30%, улучшив результаты крупнейших производителей, в том числе российской АЛРОСА. Пандемия оказала неожиданную помощь рынку, ликвидировав накопленные в предыдущие пять лет запасы камней у огранщиков и сформировав дефицит сырья. В отрасли ждут продолжения роста цен. Основные долгосрочные риски связаны с поведением потребителей: пока неясно, какое место в предпочтениях поколения Z займет покупка бриллиантов.
Алмазный рынок, который почти остановился в 2020 году, вернулся к бурному росту спроса. В 2021 году продажи алмазов и бриллиантов не только восстановились, но и превысили показатели 2017–2018 годов. Только в декабре цены на бриллианты выросли на 1–9%, пишет «ВТБ Капитал» в отчете Diamonds Watch. Запасы камней в сегменте midstream (оптовые покупатели, как правило, гранильные предприятия) находятся на низком уровне после того, как алмазодобывающие компании снизили поставки начиная со второго квартала 2020 года.
Как отмечает Борис Красноженов из Альфа-банка, если в 2020 году и начале 2021 года алмазодобывающие компании удовлетворяли растущий спрос, в том числе из имеющихся запасов, то с июня 2021 года они продают только алмазы текущей добычи. При этом увеличить производство в соответствии со спросом у компаний нет возможности.
Новые грани сбыта
Нынешняя ситуация уходит корнями в начало 2000-х годов, когда корпорация De Beers, почти столетие занимавшая монопольное положение в алмазной индустрии, была вынуждена отказаться от так называемой одноканальной системы сбыта.
В рамках той системы De Beers, которая и так контролировала не менее 40% добычи алмазов благодаря активам в ЮАР, покупала камни и у других крупных производителей по долгосрочным контрактам, а затем продавала их огранщикам по приемлемым для себя ценам. Соответственно, компания могла придерживать запасы во время падения спроса и вести активные продажи во время всплесков. «Если на планете осталось только четыре человека, алмазов нужно продавать столько, чтобы хватило лишь на двоих»,— говорил основатель De Beers Сесил Родс. Интересы гранильщиков в такой системе соблюдались не всегда: цены на сырье могли сильно расти даже при довольно скромных темпах роста рынка бриллиантов.
Крушение одноканальной системы было вызвано появлением на рынке слишком большого числа других игроков (алмазов из России, Анголы, Австралии), что не позволяло эффективно реализовывать преимущества монополии. Как пишет Rapaport, De Beers, сменив стратегию, продала большую часть запасов алмазного сырья огранщикам, и именно они теперь несут риски, связанные с хранением алмазов и изменением спроса.
В отличие от сегмента добычи, где не менее 75% рынка приходится всего на три компании — De Beers, АЛРОСА и Rio Tinto,— производством бриллиантов занимаются 7–8 тыс. предприятий. Финансовая устойчивость гранильных компаний в целом гораздо ниже, чем алмазодобывающих. Кроме того, производители бриллиантов, как правило, платят аванс за алмазное сырье, а после его обработки продают камни в кредит. Соответственно, им постоянно требуется банковское финансирование.
Во время кризиса 2008 года банки резко ужесточили требования к кредитованию, что привело к массовому банкротству гранильных компаний. Индийские огранщики оказались в более благоприятных условиях, поскольку особенности регулирования в стране стимулировали местные банки кредитовать экспортно ориентированные отрасли, к которым относится гранильная. В результате индийские огранщики смогли потеснить конкурентов из Бельгии, Израиля и США: сейчас 90% гранильных предприятий расположены в Индии.
Санация коронавирусом
Между тем активное финансирование сегмента midstream в Индии привело к образованию избыточных складских запасов. Огранщики, как и прежде De Beers, в условиях относительно низкого спроса на бриллианты предпочли алмазное сырье, скупая его, чтобы не допускать резкого снижения цен (которые, впрочем, все равно снижались с 2011 года). Такое поведение отчасти стимулировало алмазодобывающие компании за пределами «большой тройки» наращивать добычу. В 2017 году были введены еще три рудника, что добавило на рынок 6–7 млн карат в год и подкосило цены (см. график). Пик предложения бриллиантов на мировом рынке пришелся на 2019 год, при этом некоторые огранщики разорились.
Пандемия восстановила равновесие. Рынок алмазного сырья оказался фактически заморожен, тогда как продажи бриллиантов продолжались. Это позволило midstream сократить складские запасы. «Кризис 2018–2019 годов в midstream Индии позволил ему выйти обновленным, избавившись от убыточных игроков и спекулянтов и снизив долговую нагрузку,— говорит Борис Красноженов.— Долговая нагрузка к 2020 году вернулась к историческим значениям, упав почти в два раза с уровней 2015–2019 годов. Это как раз и помогло ускорить восстановление рынка алмазов. При этом добывающие компании в период пандемии позволяли не выкупать ранее законтрактованные объемы и пошли на значительные ценовые уступки для midstream. Это привело к достаточно быстрому восстановлению отрасли».
Алмазы уходят в небо
Добыча алмазов в мире ежегодно сокращалась на 5% с пиковых значений 2017 года — 151 млн карат. В кризисном 2020 году падение ускорилось до 20%. Помимо того что добычу резко сократили крупнейшие игроки (АЛРОСА — на 22%, De Beers — на 19,4%), на этот период пришелся вывод из эксплуатации некоторых крупных отработанных месторождений. Важнейшим событием для отрасли было закрытие в ноябре 2020 года крупнейшего в мире рудника Argyle в Австралии, принадлежащего Rio Tinto. На нем с 1983 года было добыто более 865 млн карат алмазов, включая цветные. Именно Argyle выступал источником примерно 90% розовых алмазов в мире.
Хотя в 2021 году добыча алмазов начала восстанавливаться, она все еще оставалась на 15% ниже уровня 2019 года. Многие аналитики сходятся во мнении, что с учетом отсутствия новых проектов скорость восстановления добычи останется в пределах нескольких процентов в год. До 2039 года производство ожидается на уровне 110–120 млн карат, говорит Борис Красноженов. «Этого недостаточно для баланса рынка. В 2012–2015 годах, когда предложение алмазов и спрос на ювелирную продукцию с бриллиантами были в равновесии, предложение было 130 млн карат»,— отмечает он.
По мнению аналитика, при растущем спросе баланс будет достигаться через рост цены. За 2021 год цены на алмазы выросли более чем на 30%. В январе цены на алмазы АЛРОСА могут вырасти еще на 5–7% по сравнению с концом прошлого года. «150 млрд руб. EBITDA компании в 2022 году является вполне достижимой цифрой с учетом роста цен на алмазы и ослабления курса рубля»,— считает господин Красноженов. В 2020 году АЛРОСА получила 87 млрд руб. EBITDA, за девять месяцев 2021 года — 114 млрд руб.
В отличие от ситуации 2016–2019 годов сейчас рост цен на алмазное сырье поддерживается спросом на бриллианты. По оценкам «ВТБ Капитала», крупные ювелирные компании отчитались о рекордных продажах ювелирной продукции в ноябре—декабре 2021 года: продажи Signet были на 30% выше год к году, LVMH — на 20%, Richemont — на 40%. «В текущем квартале мы ожидаем сильный спрос со стороны ювелиров, который серьезно поддержит цены на алмазы. Пока тезис подтверждается. АЛРОСА и De Beers в январе повысили цены на 8–10%, но мы ждем еще 15–20% в этом году»,— говорят в «ВТБ Капитале».
В многокаратном размере
Но если краткосрочные прогнозы благоприятны для алмазного рынка, то долгосрочные перспективы зависят от того, будет ли новое поколение по-прежнему покупать бриллианты и не проиграют ли они конкуренцию другим дорогим подаркам, например, гаджетам. По мнению заместителя гендиректора АЛРОСА Алексея Филипповского, современное поколение «в большей степени завязано на эмоции». «Поэтому для них иметь возможность выражать свою признательность, свою любовь через подарки таких красивых изделий, какими являются бриллианты, наверное, будет даже более важным, чем для предыдущих поколений»,— говорит он.
«ВТБ Капитал» указывает на опубликованную в конце 2020 года статью Natural Diamonds Council с опросом 5 тыс. представителей поколения миллениалов и поколения Z. Он показал, что на первом месте среди предпочтений у поколения Z стоят путешествия, на втором — одежда, на третьем — украшения. Однако тут могут крыться риски: некоторые аналитики связывают сильный рост продаж ювелирной продукции в 2020 году как раз с отсутствием возможности потратить эти деньги на путешествия.
Андрей Лобазов из «Атона» обращает внимание на то, что гаджет в отличие от бриллианта быстро устаревает и теряет в цене. Конечно, добавляет аналитик, новое поколение имеет другое представление о ценностях, но нельзя забывать о силе рекламы. «Вспомнить ту же De Beers и ее невероятно успешную кампанию 1946 года "Бриллианты навсегда", которая сделала бриллианты традиционным подарком на помолвку»,— говорит он. Сходного подхода придерживаются и в АЛРОСА, где отмечают, что отрасль существенно нарастила инвестиции в категорийный маркетинг, с тем чтобы «держать на контроле актуальные тренды и иметь возможность корректировать их на всех ключевых рынках».