Счетная палата прошлась по трассам
«Автодору» указали на нехватку освещения и инфраструктуры на платных дорогах
Ежегодные доходы «Автодора» от взимания платы с российских водителей с 2015 года выросли в 6,3 раза, превысив 23 млрд руб. в 2020 году, выяснила Счетная палата (СП). При этом на платных трассах не хватает освещения, мало АЗС и практически нет зарядных станций для электромобилей. «Такой подход нужно менять, так как пользователи платят именно за комфорт и удобства»,— отмечают аудиторы. СП уже обратилась в правительство с предложением изменить соответствующий ГОСТ по нормативам искусственного освещения автотрасс. Руководство «Автодора» и Минтранса согласилось с замечаниями аудиторов.
СП проверила деятельность «Автодора» в 2015–2020 годах. В опубликованном отчете говорится, что всего за 11 лет существования госкомпания (создана летом 2009 года) построила и реконструировала более 1,67 тыс. км дорог и привлекла 145 млрд руб. частных инвестиций.
Аудиторы обратили внимание на ряд проблем на платных дорогах (Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, северный обход Одинцово и участок М-11 15–58 км не проверялись). По состоянию на 1 сентября 2021 года протяженность линий искусственного освещения на магистралях госкомпании составляла около 2 тыс. км, или 54,2% общей протяженности дорог «Автодора» (64,4% на платных участках, 44,5% на бесплатных). Лучше всего, по данным СП, освещена ЦКАД (95% протяженности), хуже всего — М-3 «Украина» (27%) и М-1 «Беларусь» (29,5%). «Нормы по устройству стационарного электрического освещения на автодорогах одинаковы как для платных, так и для бесплатных дорог,— обращает внимание аудитор СП Валерий Богомолов.— Такой подход нужно менять, так как пользователи платят именно за комфорт и удобства, которые должны предоставлять платные дороги». Освещение на всех дорогах первой категории, отметим, по действующему ГОСТ 2007 года обязательно только при интенсивности движения выше 20 тыс. автомобилей в сутки. В Счетной палате предлагают исключить такую зависимость для платных участков. Соответствующие предложения уже направлены в правительство.
Другая претензия касается нехватки автозаправок. СП приводит в пример трассу М-11 «Нева» (на участке от Солнечногорска до Санкт-Петербурга), где обустроено всего 20 АЗС (по 10 в каждом направлении), среднее расстояние между ними составляет 61,9 км, максимальное же — 104 км. На платных участках ЦКАД (протяженность 259,6 км) к моменту проверки построено всего две АЗС (сейчас их уже четыре). Это является нарушением внутренних инструкций самого «Автодора», сказано в отчете. По стандарту госкомпании 2016 года многофункциональные зоны (включающие заправку, кафе, мойку и т. д.) должны отстоять друг от друга не более чем раз на 60 км. Традиционные АЗС же должны встречаться не реже чем через 30 км на трассах с интенсивностью движения 15–25 тыс. авто в сутки (норматив для федеральных дорог). Станций техобслуживания на М-11 и ЦКАД нет вовсе, добавляют в СП.
В отчете также сказано об «отсутствии» на сети «Автодора» заправок для электромобилей. При этом известно, что только на трассе М-11 от Солнечногорска до Санкт-Петербурга их минимум 12: перечень опубликован на сайте компании «Объединенные системы сбора платы» (оператор «Невы» на участке 15–543 км). Аналогичная информация также есть в популярном приложении для владельцев электромобилей PlugShare. В пресс-службе СП “Ъ” пояснили: проверка проводилась в 2020 году, тогда заправок могло и не быть. На М-11, по данным “Ъ”, заправки были в декабре 2020 года.
Проанализировав доходы «Автодора» от взимания платы, СП констатировала: в 2015 году они превысили 3,6 млрд руб., а по итогам 2020 года уже составили более 23 млрд руб. Всего за пять лет было собрано более 78 млрд руб. Средний годовой доход от одного километра платной трассы, таким образом, увеличился с 7,8 млн руб. в 2015 году до 14,4 млн руб. в 2020 году.
Особое внимание Счетная палата обратила на ЦКАД, где с 2020 года применяется система безбарьерного проезда «Свободный поток» (плата за проезд списывается с личного счета автомобилистов с помощью бесконтактного транспондера). Пользователи накопили (по большей части за прошлый год) задолженность в 924 млн руб. СП считает, что проблема в отсутствии полномочий у «Автодора» на обработку персональных данных автовладельцев, полученных по госномеру авто. Однако, как рассказывал “Ъ” в сентябре 2021 года, госкомпания такие данные получает и сейчас, направляя автовладельцам досудебные претензии по почте для взыскания задолженности. “Ъ” задал этот вопрос СП, в пресс-службе ведомства “Ъ” заверили, что на данный момент госкомпания не может получать сведения о владельцах автомобилей, не зарегистрированных в системе госкомпании.
В официальном комментарии, размещенном на сайте палаты, руководство «Автодора» и Минтранса согласилось с замечаниями аудиторов. Заместитель министра транспорта Василий Десятков заявил, в частности, что ведомство готово «рассмотреть вопрос» об установке обязательных требований к освещению на платных участках. Идею наделения «Автодора» новыми полномочиями ведомство также поддерживает, заявил господин Десятков.
СП регулярно публикует отчеты о проверке деятельности госкомпании. В 2019 году после обнародования данных аудиторов (в том числе о срывах сроков строительства и запуска ЦКАД) был уволен глава «Автодора» Сергей Кельбах, впоследствии на него завели уголовное дело. А в начале 2021 года СП обнаружила недостатки при проектировании и строительстве платной дороги М-12 Москва—Казань. Были выявлены признаки «коррупционных нарушений» при выкупе земель в районе обхода Балашихи, а также нарушения норм Земельного кодекса.