От профориентации до трудоустройства
Компетенции и навыки — главная ценность современного рынка труда
Четвертая технологическая революция привела не только к переориентации производств и повсеместной цифровизации, но и к существенным изменениям на рынке труда: появилась (и продолжает появляться) масса новых видов деятельности. Работодателям уже недостаточно диплома о высшем образовании и опыта работы. Наступило время, когда важны не профессии или специальности, но навыки и компетенции.
Как выбрать профессию, которой пока нет
За конъюнктурой рынка труда не поспевают не только программы школ и вузов, но и специалисты в профориентации. Стандартные методики профориентации, несмотря на их универсальность, стремительно устаревают, но еще быстрее устаревают каталоги профессий. Одни и те же должности в разных сферах, даже в разных компаниях, имеют разную специфику, а значит, для них невозможно универсальное описание: актуальная информация есть только у тех, кто работает «в поле».
По данным Агентства развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»), в поисках призвания 46% школьников ищут поддержки непосредственно в школе, но 74% учеников признаются, что плохо осведомлены о рынке труда. По прогнозу «Ворлдскиллс», каждый второй из сегодняшних школьников будет выполнять работу, которой сейчас еще не существует. Школам пора корректировать методы профориентации, прежде всего исключить устаревшие методы: тесты, по прохождении которых школьники получают малоинформативные, абстрактные графики, и профессиональную рекомендацию без указания специализации; подбор учебного заведения и подготовка к ЕГЭ как помощь в самоопределении; ориентация на низкоквалифицированные специальности (чтобы заткнуть кадровые дыры); профориентационные беседы о роде деятельности, не выбранной осознанно или даже отвергаемой учеником.
Школа играет важную роль в формировании кругозора и выборе профессионального развития: сначала определить общий род деятельности, потом сузить область до группы специализаций, затем рассматривать конкретные. Нельзя забывать и о предпочтениях, амбициях и мотивации ученика. Именно они помогают ограничить поиск: отношение к себе, способность к общению, бессознательные установки, степень внутренней свободы и готовность двигаться к целям — все эти факторы необходимо учитывать.
Нужно уделять внимание и внешним аспектам — тому, как меняется мир.
Профориентация с умом
Программа профориентации не может быть одновременно эффективной и универсальной, если она выстроена в отрыве от линии «школа—вуз—работодатель». Здесь необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон. Тогда у учащегося появится перспектива, он сможет наметить траекторию своего образовательно-профессионального пути от школьной парты до квалифицированного специалиста.
Лучше, чтобы представление о работодателе формировалось у школьника в начале этого пути. Так к будущему профессионалу скорее придет осознание обоюдности интереса: соискатель заинтересован в должности, работодатель же заинтересован в нем как в носителе компетенций. Если учащийся чувствует, что он востребован (не сейчас, после учебы), у него появляется дополнительный стимул: он видит, что свои знания и умения он сможет применить и внести свою лепту в развитие компании.
Такой подход к профориентации особенно актуален в регионах. Школьник начинает быть уверен, что его после учебы ждут предприятия, современные производственные компании, успешно работающие в его родном регионе и заинтересованные в квалифицированных специалистах. Знакомство молодежи с работодателями региона способствует росту мотивации и выбору востребованной профессии.
А наличие качественных трудовых ресурсов в регионе существенно повышает его инвестиционную привлекательность. К примеру, в Костромской области крупные инвестиционные проекты выполняются с расчетом на высокую квалификацию выпускников региональных вузов и средних профессиональных образовательных учреждений.
Стимул к росту
Некоторые корпорации ведут комплексные молодежные программы, чтобы помочь учащимся сориентироваться на рынке труда и реализовать свои амбиции. Например, образовательная программа «Лифт в будущее» благотворительного фонда «Система» предоставляет решения для профессиональной навигации и информирования школьников и студентов о состоянии рынка труда, о востребованных компетенциях и возможностях личностного развития. В программу уже вошли более 40 школ в 20 регионах страны, где оборудованы высокотехнологические профориентационные студии. За период реализации проекта 1 тыс. педагогов из регионов России прошли обучение по использованию профориентационных методик. Только в 2021 году благотворительный фонд «Система» вложил в этот проект более 30 млн руб.
Студии профориентации дают возможность будущим специалистам познакомиться с представителями компаний, таких как МТС, «Биннофарм Групп», Segezha Group, Cosmos Hotel Group, ГК «Элемент»; узнать, как устроены бизнес-процессы; получить представление о работе фармацевта, программиста, дизайнера интерьеров, специалиста по экологическому электричеству.
2022 год благотворительный фонд «Система» начал с подписания соглашения с Агентством развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия») в деле создания и развития новых компетенций. Совместно с фармацевтической компанией «Биннофарм Групп» (входит в Группу АФК «Система») фонд объявил о старте обучающей программы для желающих начать процесс профессиональной переподготовки и развивать дополнительные навыки. Программа станет дополнением федеральному проекту «Содействие занятости» по профессиональной переподготовке.
За время реализации проекта «Лифт в будущее» специалисты фонда подготовили более 70 бесплатных образовательных онлайн-курсов по тем областям фундаментальных и прикладных знаний, которые востребованы не только в компаниях группы АФК «Система», но и на внешнем рынке. Прослушать эти курсы можно из любой точки России. Все достигнутые результаты отображаются в личных кабинетах пользователей и доступны рекрутерам компаний-работодателей.
Масштабировать практику
Старший инвестиционный директор АФК «Система», президент благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко:
— Мы живем в эпоху глобальных перемен, это диктует системе образования и подготовки кадров необходимость учить тому, что будет актуально не сегодня и даже не завтра, а послезавтра. Мы пришли к осознанию того, насколько важно готовить для компаний страны гибких и адаптивных специалистов, чьи знания и навыки будут сохранять актуальность для рынка труда, в том числе регионального, на каждом этапе карьерного трека. В регионах стоит острая проблема нехватки кадров, и я надеюсь, что сотрудничество с агентством «Ворлдскиллс Россия» поможет выстроить эффективную систему подготовки профессионалов в области лесопромышленности и деревообработки, а затем масштабировать эту практику на всю Россию.