Пятиквадку в четыре года

Анна Щербакова выиграла Олимпийские игры, опередив Александру Трусову и Камилу Валиеву

На пекинской Олимпиаде сошлись три российские фигуристки, являющиеся воплощением происшедшей в женском одиночном катании квадовой революции. Сильнейшей из них оказалась спортсменка, которая перед Играми в качестве серьезной претендентки на золото не рассматривалась и которую предлагали из состава олимпийской сборной исключить,— Анна Щербакова. Она опередила и Александру Трусову, приземлившую — первой в истории — пять четверных прыжков, и даже главную фаворитку сезона Камилу Валиеву. Последняя не справилась с давлением, выдала худший в карьере прокат и не попала на пьедестал.

Фотогалерея

Смотреть

Женский фигурнокатательный турнир на пекинской Олимпиаде переплюнул по накалу драмы все ему предшествующие. Даже баталии Евгении Медведевой и Алины Загитовой на Играх 2018 года в Пхёнчхане показались легкой прогулкой по сравнению с многоступенчатой драмой, развернувшейся в китайской столице. Сразу по окончании соревнований рядом с бортиком навзрыд неподалеку друг от друга рыдали две россиянки. Одна из них — Александра Трусова — кричала, что ненавидит фигурное катание и что больше никогда не выйдет на лед. Другая — Камила Валиева — плакала молча, выслушивая речь о том, что у нее-то еще все впереди. Тренеры — Этери Тутберидзе и Сергей Дудаков — стояли рядом и не знали, кого из них следует утешать в первую очередь. И самое главное — как.

До старта Олимпиады победа Камилы Валиевой казалась чем-то гарантированным, безусловным. Вышедшая только-только из юниоров, 15-летняя россиянка в текущем сезоне победила на всех соревнованиях, в которых принимала участие, и успела неоднократно обновить мировой рекорд. В четверг спортсменка выдала самый провальный в карьере прокат. В одной только произвольной программе на Олимпиаде Валиева сделала больше ошибок, нежели на всех соревнованиях последних лет в совокупности. Все выезды из прыжков получились грязными и неуверенными, а окончательно картину испортили два падения. «Болеро», которое должно было зазвучать на Олимпиаде громче других программ, выглядело уныло.

Запаса прочности 15-летней Валиевой, которая оказалась вовлечена в громчайший допинговый скандал, хватило на короткую программу. На произвольную — уже нет.

Вал критики обрушился на россиянку после того, как в ее допинг-пробе был обнаружен запрещенный препарат триметазидин. Ее участие в индивидуальных соревнованиях до последнего находилось под вопросом. Она все же получила допуск, но к соревнованиям была абсолютно вымотана. В случае успешного выступления россиянка нескоро получила бы медаль. Международный олимпийский комитет, решивший перестраховаться, заявил, что, если Валиева окажется на пьедестале, церемонии награждения не будет. Но Валиева стала лишь четвертой, и вопрос этот сразу отпал.

Недовольной осталась и соотечественница Камилы Валиевой Александра Трусова, которая финишировала с четырехбалльным отставанием только второй.

У нее весьма любопытная спортивная биография. Именно Трусова стояла у истоков революции, происшедшей считаные годы назад в женском одиночном катании. Трусова, еще будучи юниоркой, начала осваивать четверные прыжки (и смогла освоить их все), а затем принялась планомерно увеличивать их количество. Все остальные фигуристки в стремлении учить четверные равнялись на нее. В то же время Трусова, имеющая самую высокую техническую базу, за три сезона так и не смогла, в отличие, скажем, от Камилы Валиевой или Анны Щербаковой, ни на одном турнире взять золото.

Дело в том, что спортсменка, очень упрямая, всегда настаивала на включении в произвольную программу пяти четверных прыжковых элементов, хотя с половины из них стабильно падала. Впервые Трусовой удалось сделать их все в Пекине. Пять четверных прыжков — это не просто достижение. Это прорыв. За всю историю только один мужчина-фигурист — американец Нейтан Чен, выигравший на прошлой неделе мужской олимпийский турнир,— собрал в своей программе аналогичный контент, а о женщинах и говорить нечего. Больше никто, нигде и никогда.

Но уступила Трусова Анне Щербаковой — опять же из-за своего упрямства. Произвольную программу она выиграла, а вот в короткой уступила те самые необходимые для победы баллы. Уступила, потому что решила рисковать и делать тройной аксель, который у нее никогда на соревнованиях не получался. Ни единого раза. Если бы фигуристка решила сделать ставку на чистоту исполнения короткой программы, на шее бы у нее оказалась первая во взрослой карьере золотая медаль.

Единственной фигуристкой, которая оказалась довольна исходом и после турнира улыбалась, стала действующая чемпионка мира и трехкратная чемпионка России Анна Щербакова.

Щербакова, умеющая собираться в самые ответственные моменты, выдала два чистейших четверных флипа, набрала за технику больше 100 баллов и стала олимпийской чемпионкой.

Хотя именно она считалась главным среди россиянок аутсайдером. После декабрьского чемпионата России, на котором спортсменка выступила скверно, ее и вовсе предлагали заменить на другую спортсменку — Елизавету Туктамышеву. Выбор был сделан тем не менее в пользу Анны Щербаковой, которая в течение последних лет зарекомендовала себя в качестве бойца, способного выдать мощный прокат даже в полуобморочном состоянии. В Пекине ей, привыкшей существовать в режиме преодоления чего-либо (травм, болезней), выпало иное препятствие: сломались коньки. Но и это обстоятельство не помешало ей победить.

Екатерина Ремизова

Вся лента