Зеленые не созрели
Дмитрий Леонтьев, бизнес-аналитик, обладатель московской прописки
Однажды ко мне пришел мастер делать кухню. «Сколько розеток нужно над столешницей?» – спросил он. Я ответил: «Две». Он грустно улыбнулся. «Давай, – говорит, – считать. Чайник – раз, тостер – два, телевизор – три, подсветка – четыре, кофеварка – пять и плюс одна резервная, если захочешь что-то другое подключить, всего шесть штук». Это был небольшой урок по поводу электричества. Уже потом я понял, что и в комнате нужно как минимум по четыре-пять розеток на каждой стене. Заметьте, это я еще не подумал об электромобиле. Между тем европейцев, и особенно северных, все чаще это заботит. Вот, например, электричество в Германии подорожало на 60 процентов. А как быть, если цена всех видов топлива взлетела? Никуда не денешься. Единственная альтернатива – атомные АЭС, но Германия их принудительно закрыла.
Ситибанк выпустил отчет, в котором говорится, что трафик на электрозаправках Европы падает, поскольку бензин стал выгоднее. Забавно, но сегодня экономисты и не заикаются о том, что цена электроэнергии каким-то образом вдруг снизится. Напротив, прогнозируют, что и дальше будет расти. По одному из возможных сценариев уже к апрелю этого года зарядка электромобиля станет в три раза дороже, чем бак традиционной машины.
Очевидно, что сегодня, чтобы заправлять дешево электромобили, нужны недорогие газ и уголь, которыми топят электростанции. Но из-за черной магии, а точнее, из-за политики европейского и американского центробанков, безудержно печатавших деньги во время пандемии, разыгралась столь зверская инфляция, что ни о каком снижении цен уже нельзя и мечтать.
Другая причина взлета цен – это «зеленая» экономическая повестка ЕС и США. Большинство западных инвесторов буквально заставили отказаться от вложений в традиционную энергетику. В Европе больше никто не инвестирует деньги в «грязные» проекты. А раз нет инвестиций, то и дешевой электроэнергии не будет.
С пятидесятых годов прошлого века население Земли выросло с 2,5 млрд человек до почти восьми сегодняшних. Еще в конце XX века большинство народившихся хотело максимум порцию картошки фри. Сегодня им нужно каждый день подзаряжать телефон, планшет, ноутбук, вейп, электросамокат и электроавтомобиль. Ни один ветряк такой нагрузки не потянет.
Ирония в том, что, если Европа хочет по-настоящему развивать электротранспорт, ей придется оценить преимущества ископаемого топлива для электростанций. Однако в экодекларации вложено столько сил и средств, что сделать сие будет крайне трудно и в конечном счете губительно для правящих партий и членов действующих правительств.
Поспешная и неподготовленная «зеленая» стратегия фактически провалилась также и из-за странной ставки на водород. В мире нет столько водородных станций, чтобы обеспечить нас чистой энергией. На днях из Австралии в качестве эксперимента запустили танкер с водородом в Японию. По дороге выяснили, что перевозка водорода никак не оправдана экономически! Хватит ли политикам воли признать поражение и отложить «зеленые» потуги, которые пока приводят только к огромным счетам за коммуналку? При демократах – точно нет. Подождем республиканцев. Только реднеки смогут вернуть восьмицилиндровые движки, выхлопухи размером с арбуз и веселый гогот на заправках, а уж Европа потом подтянется со своими «жуками» и «мини».