Винозаводчику не осталось ни заводов, ни свободы
Апелляционная инстанция сохранила девятилетний срок Павлу Климцу
Как стало известно “Ъ”, Мосгорсуд утвердил обвинительный приговор украинскому предпринимателю Павлу Климцу, ранее получившему по решению районного суда девятилетний срок в колонии строгого режима за покушение на дачу взятки российским судьям и силовикам за снятие ареста с принадлежавшего ему крымского винно-коньячного завода «Бахчисарай». Защита экс-депутата Верховной рады настаивала на невиновности своего доверителя, утверждая, что он сам стал жертвой со стороны представлявшихся адвокатами мошенников, а все спорные вопросы он хотел решать исключительно законными методами в рамках правового поля. Теперь эти же аргументы защита намерена предъявить суду кассационной инстанции, хотя сам 54-летний мультимиллионер в ближайшее время, скорее всего, отправится по этапу для отбытия наказания.
По данным “Ъ”, рассмотрение жалоб осужденного летом прошлого года Пресненским райсудом столицы Павла Климца и проходивших с ним вместе по делу менеджера одной из принадлежащих ему бизнес-структур Юлии Самойловой и предпринимателя с паспортом Украины Андрея Грохольского началось тройкой судей апелляционной инстанции МГС точно по графику. Стоит отметить, что самих фигурантов громкого дела на заседание, где решалась их судьба, из СИЗО конвоем не доставляли, а участвовали они в нем посредством конференц-связи.
Интересно, что, как рассказывают источники “Ъ” в силовых структурах, мультимиллионер проделал за три года с момента задержания в апреле 2019 года довольно длинный путь по столичным изоляторам.
Изначально его поместили в СИЗО-2, именуемый в просторечье «Бутыркой», откуда потом перевели в спецблок «Матросской Тишины», который считается элитным. Причем не только по рангу заключенных, но и условиям содержания, за что и получил неофициальное название «Кремлевский централ». Однако за рассмотрением своей апелляционной жалобы он наблюдал по телевизору уже из «народного» СИЗО-3, известного как «Пресня», или «Пресненская пересылка», куда его перевели еще осенью прошлого года вскоре после вынесения обвинительного приговора.
Само заседание заняло чуть более четырех часов. Адвокаты всех осужденных настаивали на несправедливости и необоснованности приговора, прося его отменить. Напомним, что сам Павел Климец, как сообщал “Ъ”, получил по решению Пресненского суда за покушение на дачу взятки в особо крупном размере (ст. 30 и ч. 5 ст. 291 УК РФ) девять лет колонии строгого режима, признанная виновной в покушении на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 291.1 УК РФ) Юлия Самойлова — восемь лет общего, а Андрей Грохольский — пять лет также общего режима за особо крупное мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
В итоге Мосгорсуд во вторник утвердил эти сроки, сделав только небольшую «скидку» в три месяца госпоже Самойловой.
Один из адвокатов Павла Климца, Талгат Суиндыков, кратко сообщил “Ъ”, что не согласен с решением апелляционной инстанции. «Мы с коллегами и адвокатами других осужденных намерены продолжить борьбу и в ближайшее время подадим кассационную жалобу»,— заявил защитник. Стоит отметить, что в данном случае речь скорее идет именно о получивших самые длительные сроки Павле Климце и Юлии Самойловой, в то время как господин Грохольский в самое ближайшее время уже может попытаться просить об УДО с учетом отбытого в СИЗО срока, который засчитывается в его случае как день за полтора.
Между тем остальные двое осужденных, поскольку приговор вступил в законную силу, могут готовиться к этапированию на новое место жительства в одну из колоний ФСИН. Впрочем, по некоторым данным, самого господина Климца такая перспектива не очень пугает. И он даже переезд из элитного СИЗО в «обычный» воспринял совершенно спокойно, даже если не с радостью, поскольку после долгого перерыва получил возможность больше общаться, пусть и со «спецконтингентом».
Напомним, что, как рассказывал “Ъ”, Павел Климец был задержан в столице оперативниками управления «К» СЭБ ФСБ и УЭБиПК ГУ МВД по Москве в апреле 2019 года. Управление СКР по Центральному округу Москвы возбудило уголовное дело и предъявило ему и другим фигурантам официальное обвинение. При этом, по версии следователей, попытка дать взятку была совершена Павлом Климцом еще в 2017 году.
Стоит отметить, что уроженец Донецка в свое время сделал головокружительную карьеру, начав ее с должности простого электрослесаря на подземных шахтопроходках. Позже в сфере интересов известного на Украине бизнесмена-мультимиллионера и депутата Верховной рады находился помимо прочего алкогольный бизнес, включая входивший в его группу «Олимп» крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай». После воссоединения Крыма с Россией у ФНС возникли претензии по уплате налогов в казну, которые стали основанием для возбуждения уголовного дела. «Для разрешения сложной судебно-следственной ситуации, усугублявшей деятельность завода», как заявляли в СКР, господин Климец и решил через своего представителя Юлию Самойлову дать взятки «должностным лицам правоохранительных органов Республики Крым». В этот момент с ним связался известный «решальщик» Гор Чудопалов, добавивший после разразившегося скандала звучную приставку к своей фамилии — Нормант. Как посчитали в СКР, господин Чудопалов «был введен в заблуждение Грохольским о том, что тот сможет путем дачи взятки должностным лицам правоохранительных органов Республики Крым разрешить проблемы Климца».
Общая сумма взяток составляла 20 млн руб., но из них были получены только $80 тыс., которые оказались в руках позже признанного обычным мошенником Андрея Грохольского.
Павел Климец настаивал на своей невиновности, утверждая, что никаких взяток не давал, а деньги передал под расписку Гору Чудопалову, так как последний представлялся руководителем адвокатского бюро, которое обещало разрешить возникшие у «Бахчисарая» юридические коллизии законным путем. Кстати, сам господин Чудопалов, как оказалось, ранее был одним из фигурантов скандального процесса о продаже мошенниками за крупные суммы должностей заместителя полпреда президента в ЮФО и поста главы МВД Дагестана.
В обмен на признательные показания ему назначили символическое наказание и освободили в зале суда, в то время как остальные фигуранты получили длительные сроки лишения свободы. В деле украинского миллионера он, как и Андрей Грохольский, во всем признался. И за это, в отличие от него, получил статус свидетеля.
Защита Павла Климца считала, что следствие и суд первой инстанции проигнорировали эти обстоятельства, как и то, что господа Чудопалов и Грохольский якобы сами навязывали услуги украинскому миллионеру. Кроме того, они указывали на многие нестыковки в уголовном деле, включая уничтожение по ошибке сотрудниками спецслужб аудиозаписей переговоров о будущих взятках.