Товары кредитного спроса
Граждане скупают товары на заемные средства
На фоне волатильности валют, опасений дефицита товаров и дальнейшего роста цен население скупает технику и прочие потребительские товары, зачастую в кредит. Итоги не только февраля, но и марта покажут рост на рынке POS-кредитования. Однако этот тренд быстро закончится: банки будут ужесточать риск-политику и отказываться от низкомаржинальных продуктов.
По итогам февраля POS-кредитование (покупка конкретных товаров в кредит) показало рост: в последнюю неделю месяца банки фиксировали резкий взлет выдачи ссуд. Это происходит на фоне ажиотажного спроса на товары, например на бытовую технику, которая, по опасениям населения, скоро может стать недоступной (см. “Ъ” от 2 марта).
По данным Frank RG, за январь было выдано 785,4 тыс. POS-кредитов на 34,2 млрд руб. В годовом сравнении объем выдач в январе вырос на 37,6% в штуках и на 31% в деньгах.
В ОТП-банке в последние дни месяца наблюдали рост числа заявок на POS-кредиты на 15–25%. Тенденцию подтвердили и в «Ренессанс Кредите». «Спрос связан с колебаниями курса рубля. Клиенты стараются уберечь сбережения от инфляции и активнее приобретают импортные товары длительного пользования, даже если в моменте в них нет необходимости»,— пояснил директор департамента по развитию продаж банковских продуктов в партнерской сети банка Георгий Донченко.
При этом банки «адаптировались к текущей реальности» и с точки зрения скоринга, и с точки зрения роста ставок, утверждает господин Донченко. Стоимость кредитов увеличивается пропорционально ключевой ставке (28 февраля ЦБ повысил ключевую ставку с 9,5% до 20%), то есть примерно на 10 процентных пунктов. По данным ЦБ на 14 февраля, ставки по POS-кредитам колебались в диапазоне от 11–21% в зависимости от суммы и срока кредита. Таким образом, сейчас они могли увеличиться до 20–30% годовых.
Ажиотажный спрос на фоне возросших ставок и ухудшающегося материального положения населения может привести к росту просроченной задолженности в сегменте.
По итогам 2021 года объем просроченной задолженности в сегменте POS-кредитования составляет около 20 млрд руб., что несколько ниже в годовом сравнении, отмечает президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. Однако в этом году рынок ожидает прирост просроченной задолженности на 10–15%, уверен эксперт. Это сопоставимо с кризисными периодами.
Опасения вызывает та категория клиентов, которая на волне панических настроений берет кредиты, не оценивая свои возможности, и покупает в подавляющем большинстве технику, которая дорожает из-за курса. Такое поведение, безусловно, достаточно рискованно как для физических лиц, так и для кредитных организаций, говорит гендиректор экосистемы «Юником24» Дмитрий Африканов.
В случае увеличения рисков в сегменте банки в целом могут от него отказываться, допускает эксперт, POS-кредитование не является основным продуктом, более того, это низкомаржинальный продукт. Отсутствие данного сегмента в продуктовых портфелях существенно не отразится на банках и их финансовых показателях, уверен господин Африканов.
В условиях нестабильности курсов валют, повышенных инфляционных ожиданий и «общего информационного шума», усиливающего неопределенность, для потребителей вполне характерно принимать решения об осуществлении отложенных покупок, в том числе в кредит, согласен управляющий директор отдела валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов. Такой тренд, полагает он, может сохраниться на рынке и в марте.
Но затем, уверен эксперт, кредитование замедлится, и это должно коснуться всех продуктов, хотя сдерживающее влияние на POS-сегмент в силу меньшей срочности может быть немного менее выраженным в сравнении с ипотечными и автокредитами, а также с нецелевыми ссудами.
В целом, по его мнению, темпы кредитования будут сдерживаться возросшими ставками, а также вероятным ужесточением кредитной политики банков, которые «будут вынуждены ограничивать риск-аппетит в текущей операционной среде». Также с учетом санкций и разрушения логистических цепочек товары могут просто закончиться.