Россия прощается, но пока не уходит

МИД РФ заявил о нежелании Москвы участвовать в Совете Европы

Министерство иностранных дел РФ в четверг сообщило, что Россия больше не собирается участвовать в Совете Европы (СЕ), и обвинило Евросоюз и НАТО в разрушении этой организации. И хотя напрямую о выходе России из Совета Европы МИД не заявил, в Совете федерации уже ожидают от властей соответствующих действий «в кратчайшие сроки». Эксперты полагают, что заявление МИДа юридического значения не имеет, и напоминают, что выход России из международной организации должен проходить в рамках законодательно закрепленной процедуры.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

«Заявление МИД России о ситуации в Совете Европы» было опубликовано на сайте министерства утром 10 марта. В нем говорится, что «недружественные России государства ЕС и НАТО» ведут «линию на разрушение Совета Европы и общего гуманитарно-правового пространства в Европе», причем «ход событий становится необратимым». Однако Россия «не будет участвовать в превращении… старейшей европейской организации в очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбовании», заверил МИД: «Пусть наслаждаются общением друг с другом, без России».

Поводом для этого заявления стало принятое в конце февраля Комитетом министров СЕ решение о приостановке членства России в этой организации. Тогда же официальный представитель МИД РФ Мария Захарова пообещала, что Москва определится с дальнейшими шагами по этому вопросу.

Однако опрошенные “Ъ” эксперты считают, что данное заявление МИДа никакого практического или юридического значения не имеет.

«МИД грозит кулаком Совету Европы, но юридически это Россию пока ни к чему не обязывает»,— говорит доцент МГИМО Илья Рачков. Для выхода из СЕ необходимо принять федеральный закон о денонсации Устава СЕ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, объясняет руководитель международной практики группы «Агора» Кирилл Коротеев. По закону «О международных договорах РФ», если согласие на подписание соглашения давал президент, то он же должен инициировать и его денонсацию, а законопроект о присоединении России к СЕ в 1996 году вносил в Госдуму президент Борис Ельцин, напоминает эксперт. После одобрения денонсации обеими палатами парламента президент подписывает закон и поручает МИДу направить уведомление генеральному секретарю СЕ. Если уведомление будет сделано до октября 2022 года, то членство России в СЕ прекратится с 1 января 2023 года, если же РФ уведомит СЕ позже, то срок выхода откладывается еще на год, в данном случае — до 1 января 2024 года. Юрисдикция Европейского суда по правам человека будет распространяться на действия российских властей, совершенные до этого момента, отмечают эксперты.

Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин считает, что законопроект о выходе из СЕ может внести либо президент, либо правительство — в зависимости от их предыдущего участия в процессе выражения согласия на обязательность международного договора. При этом в Совете федерации делают ставку именно на Белый дом: как заявил в четверг «РИА Новости» глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, проект закона о денонсации соглашений об участии России в СЕ должно «в кратчайшие сроки внести в парламент» правительство.

«Решение принимает президент, денонсацию вносят в Думу, и могу предположить, что все фракции поддержат»,— сказал “Ъ” глава российской делегации в Парламентской ассамблее СЕ, вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

Он уверен, что выход РФ из СЕ не окажет существенного влияния на жизнь россиян, ведь нормы Конвенции по правам человека давно имплементированы в национальное законодательство.

Вступая в Совет Европы, Россия действительно взяла на себя обязательство привести национальное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции. И это касается не только отмены смертной казни, о которой чаще всего вспоминают, когда заходит речь о выходе из СЕ, но и других обязательств — вывести тюрьмы из-под контроля МВД, привести законодательство о ФСБ в соответствие с европейскими стандартами (и в частности, лишить службу собственных следственных изоляторов), вернуть бывшим владельцам собственность религиозных организаций.

Что же касается смертной казни, то мораторий на нее в России носит бессрочный характер и не связан с ее членством в СЕ.

Как напомнил в четверг сенатор Клишас, есть как минимум два решения Конституционного суда, которые говорят о том, что в РФ сложился специальный конституционно-правовой режим, не допускающий применения смертной казни. Правда, зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев недавно заявил, что приостановка участия России в СЕ — «хорошая возможность» для отмены этого моратория. Да и председатель КС Валерий Зорькин в своей вышедшей в прошлом году книге не исключил такой возможности: по его мнению, введение моратория на высшую меру наказания в свое время стало уступкой ценностям, которые российскому национальному правосознанию несвойственны, и этот вопрос до сих пор не закрыт.

Впрочем, не только сенаторы, но и эксперты оценивают такую перспективу как не самую вероятную. «Многие нормы соглашений продублированы в российском законодательстве, а также в Конституции РФ,— отмечает Константин Добрынин.— Риск отмены этих норм в ближайшей и среднесрочной перспективе представляется невысоким, поскольку такая отмена была бы сопряжена с пересмотром основ конституционного строя, а у нас не так давно прошла великая конституционная реформа». С другой стороны, в свете нынешних событий абсолютно ничего исключать уже нельзя — даже самого невероятного, оговаривается эксперт.

Анастасия Корня

Вся лента