Больное вместо
Как антироссийские санкции отразятся на оказании платной медпомощи
Зависимость российской медицины от импорта составляет более 70%, следует из доклада Национального рейтингового агентства (НРА). Большая часть расходных материалов, медицинских изделий и оборудования, включая аппараты УЗИ и ИВЛ, МРТ и рентген, которые используют клиники, поставляются из-за рубежа. Импортируется и значительная доля лекарств. Врачи частных краснодарских клиник говорят, что антироссийские санкции пока лишь косвенно затронули сферу здравоохранения: дефицита медоборудования в настоящий момент не наблюдается, нет речи и о полном прекращении поставок медизделий и лекарственных препаратов. Но уже очевидно, что из-за падения курса рубля и нарушения логистики побочным эффектом стал рост цен на эти товары. «Ъ-Кубань» выяснил, есть ли у врачей «план Б» на случай ограничения поставок и готовы ли они оказывать высококачественную медпомощь населению при отсутствии импортных лекарств и оборудования.
Пилюли вне политики
С начала марта в аптеках Краснодарского края, как и в целом по стране, наблюдается дефицит препаратов для щитовидной железы на основе левотироксина, а также инсулина, противозачаточных средств, антидепресантов и пр. По данным «Ведомостей», российские врачи столкнулись с недостатком более 80 препаратов, а правительство поручило Минздраву найти аналоги иностранным лекарствам на случай их дефицита. В Росздравнадзоре поясняют, что недостаток некоторых препаратов случился из-за ажиотажного спроса. С позицией официального ведомства согласны представители аптечных сетей, опрошенные «Ъ-Кубань».
Нехватка импортных препаратов исчезнет к концу апреля — середине мая, считает генеральный директор сети «Советские аптеки» Алексей Чеченков. «Все международные фармацевтические компании остаются на российском рынке. Сейчас все заняты поиском новых путей поставок»,— отмечает господин Чеченков.
В сети аптек «Апрель» говорят, что рост курса доллара вызвал повышенный спрос у населения на некоторые группы товаров, в том числе и на лекарственные препараты. «Создается искусственный ажиотаж. Медикаменты исчезают с полок быстрее, чем фармацевты успевают пополнять ассортимент»,— отмечают в аптечной сети.
По словам генерального директора сети аптек краснодарской клиники «Екатерининская» Анны Малашевской, благодаря реализации целевой программы «Фарма-2020», которая направлена на фармакологическую независимость страны от импорта, доля отечественных препаратов на российском рынке выросла, с каждым годом улучшается и качество отечественных лекарственных средств.
«Во многом этого удалось добиться благодаря внедрению в производство фармацевтики международных стандартов GMP. У нас производят не только дженерики, но и разрабатывают новые, состав которых отличается, но воздействие и эффективность не уступают импортным лекарствам с аналогичным действием. Поэтому без лекарственных препаратов мы не останемся, и у нас будут способы продолжать оказывать помощь нашим пациентам. Да, аналогов некоторым препаратам пока нет, это в большей степени касается онкологического профиля, лечения СМА и других трудноизлечимых или неизлечимых заболеваний, при которых необходимо постоянно принимать лекарства для поддержания жизни. Но их продолжают получать из-за рубежа»,— говорит госпожа Малашевская.
По оценке Алексея Чеченкова, на сегодняшний день в ассортименте российских аптек есть порядка 30% импортных бездженериковых препаратов. Что касается увеличения стоимости медикаментов, в том числе отечественных, господин Чеченков объясняет тенденцию спекуляцией оптовой дистрибьюции, так как большинство производителей пока цены не повышали.
Анна Малашевская говорит, что большинство отечественных препаратов изготавливаются с использованием импортного сырья, которое получают в основном из Китая, Америки и Индии. Цены на сырье выросли вместе с курсом доллара и евро, соответственно, и стоимость лекарственных средств отечественного производства также выросла. По ее словам, маловероятно, что ценовая политика вернется к прежнему уровню, несмотря на снижение курса валют.
Неравноценный Восток
Поставка расходных материалов для медоборудования в основном не нарушена, но цена также изменилась, рассказали представители отрасли. Успокаивает и то, что в запасе пока есть само диагностическое оборудование. Однако врачи признают, в случае исключения поставок или серьезного удорожания медтехники аналогов некоторым позициям не найти ни на российском, ни на азиатском рынках.
Хирург-эндокринолог клиники «Екатерининская» Мисак Мисакьян рассказал «Ъ-Кубань», что 98% оборудования в клинике от американских, японских и немецких концернов, которые являются лидерами в производстве инновационных решений для диагностики. «Успокоить можно пока только тем, что это оборудование в течение ближайших пяти лет точно останется передовым, поэтому в данный момент у нас не стоит вопрос, как лечить без импортного медоборудования. Мы продолжим оказывать на высоком уровне весь спектр наших услуг — выполнять операции, в том числе эндоскопические, разноплановую диагностику и лечение».
Генеральный директор — главный врач Центра восстановления здоровья «Краснодарская бальнеолечебница» Светлана Анисимова считает, что аналоги медицинскому высокотехнологичному оборудованию можно найти на азиатских рынках, к примеру, томографы и МРТ. Но есть компании, оборудование которых незаменимо. «Оптика для проведения сложных операций или специальные инструменты для хирургического вмешательства. Многие протезы и импланты не имеют аналогов по сложности и качеству. Можно попробовать подобрать похожие аналоги, но это все равно будет неравноценная замена».
«Сейчас все устремили свои взгляды на восток. Но навскидку не припомню классного китайского оборудования для ортопедов. Однако очень неплохо себя зарекомендовали турецкий инструмент и оборудование. Мы предпочитаем сейчас изучать этот рынок»,— рассказал врач-ортопед клиники «Здрава» Дмитрий Мирошников.
Его коллега — травматолог Илья Симонов — говорит, что традиционно лучшее оборудование для травматологов — немецкое: «Сегодня вдвойне радуюсь тому, что ровно перед последними событиями в клинике успели полностью обновить оборудование для проведения высокотехнологичных операций на суставах. Есть ли подобному оборудованию аналоги? Возможно, есть, но я о них не слышал». Тем не менее доктор Мирошников уверен, чтобы качественно лечить, в первую очередь нужны глаза и руки, так как даже самое новейшее оборудование в руках неквалифицированного доктора — небольшое подспорье.
Вопрос безопасности пациентов
Пластический хирург клиники «Здрава» Виктор Маркушин опасается делать прогнозы, но одно, по его словам, можно сказать точно: эстетическая медицина, в последнее время ставшая широкодоступной, станет дороже. «Мы не можем позволить себе жертвовать качеством в угоду цене. Мы должны дать пациенту тот результат, о котором он мечтал, а значит, будем вынуждены корректировать свою ценовую политику в свете изменившихся цен на расходные материалы». По словам Виктора Маркушина, на китайском рынке достаточно качественных производителей медицинского оборудования, но в большинстве своем это оборудование не сертифицировано на территории РФ и справедливо встает вопрос о его обслуживании, а это безопасность пациентов.
«В нашей сфере сегодня очень популярны лазерные и РЧА-установки, однако эффективность классических (ручных) хирургических методик по статистике все же выше. Так что не стоит бояться классической хирургии. Она надежнее и практически не зависит от поставок расходных материалов и оборудования»,— говорит сосудистый хирург «Здравы» Роман Сердюк.
Современная гинекология не может обойтись без лапароскопических методик, говорит гинеколог «Здравы» Наталья Зазирняя: «Все мы привыкли к качественной немецкой оптике, в нашей клинике работаем на эндоскопической стойке с разрешением 4К. Этот уровень оптики позволит нам быть в топе лет пять. За это время, я надеюсь, все мы адаптируемся к новым реалиям и сможем продолжить оказывать качественную и эффективную помощь пациентам».