«Создавать картели готовы только крупные компании, которые действуют хитро»
Глава свердловского УФАС Дмитрий Шалабодов о росте цен на продукты и картелях на рынках
После начала военной спецоперации на Украине в отношении России начали вводить жесткие санкции, что привело к росту цен на продукты и товары, а граждане стали опасаться дефицита. В интервью «Ъ-Урал» глава управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области Дмитрий Шалабодов рассказал, почему в текущих условиях не стоит «сметать полки в супермаркетах», а также о развитии конкурентного рынка в регионе и о сложностях в выявлении картелей.
— Сейчас местные производители и ритейлеры заявляют о росте цен на продукты питания. Объясняют они это ростом себестоимости производства из-за введенных санкций. Будет ли УФАС вводить жесткий контроль за ценами и нужно ли устанавливать «общий ценник» на категории товаров?
— Опасения по поводу дефицита и роста цен на продукты были и в 2020 году, когда в начале пандемии все массово начали скупать гречку и сахар. В период паники действительно были пустые полки и необоснованное ценообразование. Но как только все успокоились, все стало, как прежде. Сейчас ситуация повторяется. Граждане массово скупали сахар, но нужно понимать, что его производство в России покрывает 100% внутреннего спроса.
В данный момент по поручению центрального аппарата мы параллельно проводим 10 мониторингов цен: на продукты питания, стройматериалы, бензин и дизельное топливо, ПЦР-тесты и т.д.
Уже сейчас, что на федеральном уровне, что на местном есть случаи, когда производители или ретейлеры необоснованно заявляют о том, что будет повышение цен. Например, недавно управляющий сети «Елисей» публично заявил о скором росте цен на ряд продуктов. Поэтому в целях пресечения таких заявлений управление выдало ему предостережение. Так как подобные публичные заявления могут быть восприняты продавцами как руководство к действию, привести к необоснованному росту цен на продукты питания. Сейчас мы ждем от бизнеса ответственного поведения. И это касается не только участников розницы, но и оптовиков, и производителей. Недопустимо необоснованно повышать цены, в том числе в ситуации увеличения спроса на товары.
Безусловно, для повышения цен могут быть объективные причины. Например, закупка импортной продукции, привязывающей поставщика к курсу доллара. Но тогда нужно смотреть, насколько выросли затраты на производство, и насколько вы повышаете цены.
Если эти показатели будут различаться — это экономическая раскоординация, нарушение антимонопольного законодательства со стороны субъектов, занимающих доминирующее положение. Кроме того, эти заявления о повышении цен только сеют панику в людях, которые сейчас бегут сметать полки в супермаркетах «по старым ценам».
Еще раз отмечу, что сейчас мы выдаем предостережения бизнесу, заявляющему о скором росте цен, разъясняя, какие это может иметь последствия. При этом мы осознаем, в каких условиях существуют производители, и с какими трудностями сталкиваются, поэтому вводить «общий ценник» будет неправильно. В любом случае всегда найдутся предприимчивые люди, готовые нарушать правила. Но мы пристально следим за рынком и происходящей ситуацией.
— За последние несколько лет в Свердловской области закрылось несколько местных сетей продуктовых магазинов, а те, что остались, сокращают число торговых точек из-за невозможности конкурировать с федеральными сетями. Вы такую тенденцию видите?
— На мой взгляд, присутствие на рынке федеральных сетей обеспечивает условия жесткой конкуренции, когда местным предпринимателям нужно предложить что-то, что позволит удержаться на плаву. А любая конкуренция — это хорошо, потому что нет стагнации, рынок развивается. Что и демонстрируют свердловские сети, которые способны конкурировать.
Так, «Кировский» (сеть супермаркетов, принадлежит Игорю и Льву Ковпакам) на розничном рынке Екатеринбурга занимает 2,7%, что больше, чем «Перекресток» (2,1%) или «МЕТРО» (2%). Не сильно отстает сеть по показателям и от «Пятерочки» (6,1%) и «Магнита» (4,2%).
Монополизм был бы, если бы «Пятерочка» захватила 50 и более процентов рынка и заняла на нем доминирующее положение. А злоупотребление таким положением может выражаться в диктовании сетью своих правил на рынке путем установления завышенных цен. В этом случае УФАС обязано вмешаться. Но такого нет.
— В 2014 году еще в должности исполняющего обязанности главы УФАС вы заявляли, что займется разработкой и внедрением стандарта развития конкуренции. Удалось ли за восемь лет осуществить все планы?
— Свердловская область одна из лучших по уровню содействия развитию конкуренции в стране. По этому показателю мы заняли восьмое место среди всех регионов и третье место — по реализации составляющих Стандарта развития конкуренции.
За эти годы созданы условия, когда бизнес может комфортно работать, не вступая в конфликт с государством, которому, на мой взгляд, не следует присутствовать на конкурентном рынке. Но, при этом, власти должны оказывать помощь предпринимателям.
В Свердловской области в 2021 году была утверждена «дорожная карта», в которой сейчас уже 62 приоритетных рынка. Представителям этих сфер регион помогает как информационно, так и оказывая финансовую поддержку, упрощая административные процедуры, содействуя в реализации продукции.
Кроме того, за последние годы мы передали бизнесу возможности реализовывать проекты, за которые раньше отвечали муниципалитеты. Это, например, негосударственное дошкольное образование. Последнее десятилетие в стране демографический взрыв, детские сады нужно строить в усиленном режиме, но денег на это не всегда хватает. Одно учреждение в среднем стоит около 200 млн руб. — для местного бюджета это серьезные средства. Но сейчас этим может заниматься бизнес, получая при этом преференции от властей — снижение арендной платы или субсидии.
Другой пример — автобусные перевозки. Всеми маршрутками в Екатеринбурге владеет частный бизнес. Он сам покупает автобусы, обслуживает их, нанимает персонал.
— Сколько за прошедший год УФАС выявило картельных сговоров? В каких сферах в основном заключают картели и с чем вы это связываете?
— Всего за 2021 год в отдел по борьбе с картелями поступило 137 заявлений и материалов о возможном создании картелей, по результатам рассмотрения которых было возбуждено три дела. Всего же было подтверждено семь фактов сговора.
Так, ООО «АС-Мед», ООО «Медицинские инновации» и ООО «ЛабЭксперт» образовали картель, в рамках которого распределили между друг другом 68 торгов на поставку медицинских изделий на общую сумму более 156 млн руб. Еще четыре картеля выявлены также в медицинской сфере. В них состояли ООО «АС-Мед» и ООО «Техномед», ООО «АС-Мед» и ООО «Медицинские инновации», ООО «Лайт» и ООО «АС-Мед», ООО «Техномед» и ООО «ЛабЭксперт». Они занимались поддержанием цен в торгах на поставку медицинских изделий. Отмечу, еще до разрешения дела ответчики направили в Свердловское УФАС России «явки с повинной». Решением ведомства все четыре картеля подтверждены. Явка с повинной освободила только первое лицо от административной ответственности. В отношении остальных юридических лиц уже ведутся дела об административных правонарушениях.
Чаще всего картели выявляют именно в медицинской или дорожной сферах, потому что в них размеры контрактов исчисляются сотнями миллионов рублей, и, конечно, компании заинтересованы заполучить их по начальной цене.
Несмотря на то, что число картелей ежегодно снижается, выявлять их становится сложнее. Раньше в картели вступали небольшие компании, которые действовали открыто и наивно. Но сейчас с учетом рисков, вплоть до привлечения к уголовной ответственности, создавать картели готовы только крупные компании, которые действуют хитро.
Они исследуют нашу практику, методику расследования УФАС, используют разные IP-адреса при закупках. Пользуются действующим законодательством. Например, в рамках политики импортозамещения в медицинской сфере есть так называемый закон о «третьем лишнем»: когда до торгов доходят три компании, из которых только две отечественные, импортную исключают из претендентов. Например, по одному из наших дел, компании вступили в сговор, чтобы не выходить по одной на торги, так как пришлось бы конкурировать с поставщиком зарубежного товара.