OBI запуталась в «показаниях»
Будет ли бизнес передан в доверительное управление
У немецкой OBI возник спор с российскими топ-менеджерами по поводу открытия магазинов. Не исключено, что владелец сети сменится. Местный офис намерен снова запустить бизнес в стране, но головная компания против, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники.
В начале марта OBI объявила о приостановке деятельности в России. Однако, как сообщили в российской «дочке», гипермаркеты сети должны снова заработать уже в апреле. Подробности — в справке “Ъ FM”:
Немецкая сеть строительных и хозяйственных товаров OBI работает в России почти 20 лет. В нее входит 27 гипермаркетов с примерно 5 тыс. сотрудников.
При этом последние годы для компании оказались убыточным. По данным Infoline, выручка OBI в 2021-м составила около 42 млрд руб., а потери — примерно 2,5 млрд. В позапрошлом году сеть заработала на 6 млрд больше, однако чистый убыток тоже превысил 2 млрд руб.
В начале марта собственник ритейлера объявил о прекращении деятельности в России из-за военных действий на Украине. Магазины продолжали работать еще десять дней. Потом, как рассказали сотрудники OBI в соцсетях, им закрыли доступ к корпоративной почте, серверу и кассам.
Тем не менее уже в конце марта один из российских топ-менеджеров компании Максим Суравегин пообещал, что магазины снова откроются спустя две недели. Этот срок истекает уже в ближайшие дни. Однако головная компания информацию опровергла.
Как сообщили источники «Ведомостей», в марте головной офис OBI был готов уступить контроль над российской «дочкой» за символический €1. Однако подготовить сделку стороны не успели — директора-экспаты покинули страну, и подписать соглашение некому. Сейчас российское руководство компании надеется, что бизнес будет передан в доверительное управление, сообщили собеседники издания.
В теории сделать это вполне возможно, считает партнер адвокатского бюро Asterisk Сергей Демченко: «То, что кто-то покинул страну, не является значимым фактором. Доверенности оформляются очень быстро и просто. Практически это реализовать можно. Объем полномочий по управлению компанией передается группе лиц. Например, это может быть двусторонняя сделка. У нас должны быть подписантами и управляющий, и непосредственно доверитель, который назначит человека выполнять функции. На основании договора менеджмент будет работать, осуществлять все полномочия, вести бизнес. Но тогда теряется смысл озвученных целей ухода с рынка».
Однако есть и другие варианты развития событий, в том числе и продажа бизнеса третьей стороне, считает директор по правовым вопросам юридического сервиса Destra Legal Борис Фельдман: «Можно размыть доли мажоритарного акционера, переведя на миноритарных с тем, чтобы у них появлялся контролирующий пакет. Например, провести общее собрание, на котором принимается решение о допэмиссии акций. Они передаются по нерыночной цене подконтрольным лицам, таким образом размывается доля мажоритарного акционера. В результате подобной сделки у него уже может быть неконтролирующий пакет.
Российская "дочка" по лицензионному договору платит за использование интеллектуальной собственности и IT-решений. Если идет разрыв отношений, все это использовать нельзя, но можно спокойно существовать под новым брендом, реализуя продукцию, которая у них имеется. Такой вариант возможен в случае любого корпоративного конфликта.
Один из лучших вариантов выхода из ситуации — это найти сторону, которая может просто купить конфликтный бизнес.
Европейская головная компания является мажоритарным акционером. Он может в любой момент продать свою долю, любым образом распоряжаться ею».
Сейчас на российском рынке нет игроков, которые были бы заинтересованы в покупке OBI, считает гендиректор агентства Infoline Иван Федяков. Это связано как с недавними убытками самой компании, так и с возможностями игроков отрасли. «В прошлом году, по нашим оценкам, рынок строительно-отделочных материалов вырос на 19%. Год был весьма положительный для развития в сегменте. В этот период OBI понесла достаточно серьезный убыток. С учетом месяца простоя то, что 2022 год будет прибыльным, весьма спорно.
Если говорить о профильных игроках, то потенциально компании могут быть заинтересованы в приобретении за счет "эффекта синергии" со своим собственным бизнесом, чтобы улучшить финансовые показатели, но таких желающих я не вижу. В конце 2020 года торговая сеть "Максидом", которая тоже работает в формате крупных гипермаркетов, купила сеть магазинов Castorama, и теперь нужно время "переварить" сделку. Leroy Merlin тоже относительно недавно купил сеть K-Rauta.
Других игроков DIY-сегмента, которые могли бы быть синергичны с точки зрения бизнеса OBI, я не вижу. Возможен вариант прихода непрофильных компаний, что тоже вызывает большие опасения. Убыток в течение года или нескольких будет только увеличиваться. Второй момент — это наращивание силы маркетплейсов. У Ozon, Wildberries идет переток покупателей в онлайн-бизнес»,— говорит Федяков.
При этом источник в OBI сообщил «Ведомостям», что пока российская «дочка» не получала уведомления о прекращении деятельности или ликвидации. “Ъ FM” обратился в пресс-службу сети гипермаркетов с вопросом, возобновит ли компания работу в России в апреле, но там не смогли предоставить оперативный комментарий.