Нет медтехники в своем отечестве
Российские больницы могут столкнуться с дефицитом импортной аппаратуры
Хотя медтехника и медизделия не вошли в список товаров, которые нельзя ввозить в РФ из-за санкций западных стран, на этом рынке может возникнуть дефицит ряда позиций, например некоторых расходных материалов. Кроме того, из-за удорожания логистики больницы и клиники могут столкнуться с ростом цен на оборудование. В то же время государственные учреждения уже практически завершили процесс обновления в ходе модернизации первичного звена в регионах.
В перспективе российские больницы и клиники могут столкнуться со сложностями при закупках как дорогой медтехники, так и медизделий. Импорт этих товаров из-за рубежа, доминирующих на рынке, сейчас осложнен, а российские производители не смогут быстро отреагировать на рост спроса.
По итогам 2021 года, как подсчитала аналитическая компания МЕДИТЭКС, объем российского рынка медизделий составил 726 млрд руб., что примерно на 2% ниже аналогичного показателя 2020-го. Наибольшую долю на нем в денежном выражении занимает оборудование для визуализации (20%), на втором месте — медтехника для лабораторной диагностики и общей хирургии (по 19%), на третьем — медизделия, используемые в травматологии и ортопедии (7%). Сейчас, как говорит Сергей Ванин, исполнительный директор ассоциации международных производителей медтехники IMEDA, доля импортной медтехники на российском рынке медоборудования может достигать 80%. Схожую оценку ее доли ранее давал и генеральный директор АНО «Консорциум "Медицинская техника"» Виктор Назаров: по его словам, доля отечественных медизделий на российском рынке, по данным на конец 2021 года, составила около 26%.
С учетом такой высокой доли импорта рынок медтехники оказался уязвим в нынешней ситуации, когда часть логистических цепочек была нарушена. Хотя формально медтехника не вошла в списки товаров, которые Евросоюз и США запретили импортировать в РФ, приняв ряд санкционных пакетов, на ее поставках уже сказались изменения на рынке логистики. «С уходом из России ряда логистических компаний доставка в страну как комплектующих, так и уже готовых аппаратов оказалась затруднена: импортерам приходится искать или новых перевозчиков, или новые маршруты доставки»,— говорит источник “Ъ” на отраслевом рынке. Так, “Ъ” уже писал о возникшем в ряде клиник дефиците импортных и отечественных расходных материалов. В числе того, что приходится экономить медперсоналу, оказались: перчатки (31%), катетеры (22%), инфузионные системы, бабочки для постоянного внутривенного катетера (17%), дезсредства и антисептики (16%), шовный материал (15%), шприцы (13%), маски (10%) и бахилы (6%) (подробнее см. “Ъ” от 19 апреля).
«Основные проблемы возникают с необходимостью перестройки товарно-логистических цепочек, а также со сложностями при проведении финансовых трансакций. Безусловно, это все в конечном итоге отразится на конечной стоимости готовой продукции, которая поступает в страну»,— говорит Сергей Ванин. По его словам, особо стоит отметить проблемы, с которыми сегодня сталкиваются компании при невозможности вывезти медизделия или какие-то их компоненты/запчасти в целях ремонта или исследования неблагоприятного события при использовании медтехники. «Мы надеемся, что в ближайшее время этот вопрос будет урегулирован, иначе оперативно и своевременно обслуживать и ремонтировать медтехнику, находящуюся в различных медучреждениях по всей стране, будет невозможно»,— говорит он. Отметим, что именно этот факт может осложнить работу государственного сегмента российского здравоохранения — большую часть необходимого оборудования государственные больницы и клиники уже закупили во время пандемии коронавируса в 2020-м и в 2021-м в рамках реформы первичного звена здравоохранения.
В то же время, отмечает Сергей Ванин, у ассоциации нет информации о том, что какие-либо проекты по локализации производства медиизделий в РФ открываются или закрываются из-за санкций. О готовности продолжать работать в стране большинства представителей этого рынка ранее заявляли и в Минпромторге. Впрочем, пока перспективы импортозамещения на рынке медтехники остаются неясными. С 2015 года для этой цели была запущена отдельная федеральная целевая программа «Развитие медицинской и фармацевтической промышленности», одной из целей которой было увеличение доли произведенной в РФ продукции к 2020 году до 40%. Однако, по данным Счетной палаты, по итогам 2020-го этот показатель был равен только 28,8%, а в 2019 году при плане 36% фактический показатель оказался на уровне 27,2%. Одновременно с этим, по оценкам Национального рейтингового агентства, в этот период импорт медтехники и медизделий в среднем, напротив, удвоился.
Относительную неудачу в части импортозамещения этой продукции можно было бы объяснить тем, что Минпромторг, пытаясь стимулировать развитие отрасли, сделал акцент на ограничительные, а не стимулирующие меры. Так, ведомство ввело на госзакупках правило «третий лишний», а потом и «второй лишний», а также установило для государственных больниц и клиник особые квоты на приобретение отечественной медтехники. Они, впрочем, по итогам 2021 года оказались выполнены только частично.
Как ранее заявила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе, среди всех позиций российской продукции, планируемой к закупке в таком формате, в минувшем году покупателям удалось выбрать все квоты по 51 категории из 99. Так, например, квоты по закупке ультразвуковых сканеров были исполнены только на 28% при установленной минимальной норме 60%, при закупках протезов верхних конечностей — на 9% при целевом показателе 45%. В перспективе, отмечает Сергей Ванин, отрасли хотелось бы увидеть больше предложений по поддержке производства, а не столкнуться с какими-либо новыми ограничениями.